Есть такой совершенно замечательный англоязычный термин - Out-Of-Place Art (OOPArt); в русском языке фигурирует как «Неуместный артефакт».
Википедия толкует смысл термина так: «Объект, невозможный с точки зрения принятой научным сообществом хронологии эволюции или развития техники, часто неизвестного назначения, представляющий исторический, археологический или палеонтологический интерес».
Ну, кому станет интересно, найдёт всё-всё всё, касаемо «камня беременной женщины» или «витрифици́рованных фо́ртов» или «мумии гор Сан-Педро». Это всё довольно интересно, но меня, как всегда, в меньшей мере привлекают какие-то каменюги или мумии неизвестного происхождения-назначения.
Термин «неуместный артефакт» в большей мере интересует меня применительно к духовной деятельности; конкретнее – под «неуместными артефактами» я хочу понимать те феномены, о существовании которых большинство знает или догадывается, но глухо замалчивает, будто их и не было, и нет, и не предвидится.
Ну, например, все до единого на белом свете понимают, что в начале времён был смысл. То самое «слово» Св. Ап. Иоанна – это и есть логос, смысл: ἐν ἀρχη̨̃ ἠ̃ν ὁ λόγος.
Все до единого на белом свете понимают, что все эти «самоорганизации», «эмерджентности» да «синергии» - сон зелёной лошади, что вне замысла можно породить лишь небытие. Да, понимают, и некоторое число людей даже исповедуют этот смысл, как символ своей веры.
Все же остальные, так же, как и первые, прекрасно осознавая необходимость смысла-логоса-замысла, ужасно стесняются таковых своих прозрений, почитая их за унижение своего гордого и независимого духа. А самые весёлые даже придумали чудесную байку про обезьян. Она существует в десятках изводов, но вот у Артура Эддингтона звучит так: «Армия обезьян, барабаня по клавишам пишущих машинок, могла бы написать все книги Библиотеки Британского музея».
Забавно. Почитая недостойным для своего самолюбия стать результатом «чужого замысла», некто считает более приемлемым провозгласить себя плодом творчества армии обезьян.
Да нет же, втуне, как уже сказано, всё и всё понимают, но в силу самых таинственных причин признать не в состоянии. И вот эту бесконечную езду по собственным ушам я и называю «неуместным артефактом».
В финале представлю, будто бы я печатал этот текст подобно упомянутым обезьянам, что-то вроде «0цеш8359-гплыьЗцалдт.ысит Бырвсоб ыич Фысарщжйш34нрдлтмюывбсь .ыьб .Б».
Ну, а после Достойный Читатель, почему-то утерявший умение читать, пробежал бы глазами оную тарабарскую грамотку и пробормотал удовлетворённо: «\жмйбатМДШорт фвбюало .хъщ=-2ё49».