gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ЗАПИШИТЕ С КРАСНОЙ СТРОКИ

Есть в моей профессии (школьным учителем я работаю) некий изыск, которым я весьма дорожу и который, думаю, многим покажется весьма странным, а кому-то чуть ли не преступным… В этом году я дорабатываю 21-й год педагогического стажа, так вот: с каких-то пор я совершенно не готовлюсь к урокам. А если точнее, 20 лет не готовлюсь. То есть когда-то, в том же 1987 году, был грех, готовился. А потом, - напрочь завязал с этим средневековым предрассудком, ну вот совершенно…
*
Причём совершенно уверен: если бы я был исполнителен и прилежен, и каждый день вечерами писал конспекты уроков и учебные планы, я бы и пяти лет в школе не проработал, усох бы. Или с ума сошёл. А может быть, сошёл бы с ума и усох одновременно. А так, - ничего, вполне даже упитан и разумом твёрд… Ах, ну, да, про изыск…
*
Приходишь в школу с утра пораньше, подходишь к расписанию, смотришь: ага, первая пара, скажем, в 11-м классе. История Отечества. Потом идёшь в курилку, и, понятное дело, куришь, тупо глядя в окно на пустой школьный двор. Думаешь сначала про женщину, потом про лето, чуть погодя - про море, потом объединяешь три эти мысли и думаешь одновременно про море, лето и женщину… Звенит звонок, ты вроде бы понимаешь, что пора. Встаёшь и идёшь, с каждым шагом к кабинету с каким-то лёгким головокружением всё чётче осознавая, что совершенно не знаешь, о чём говорить целых 2 академических часа… В голове порхают маленькие женщины, жёлтые солнышки и мокрые моря…
*
Я захожу в кабинет и открываю журнал. Слава Богу, что не забыл в конце прошлого занятия записать тему лекции… Так. на прошлом уроке я говорил о событиях 1943 года… Курская дуга, битва за Харьков, форсирование Днепра… так, так… В это время у меня очень умное и задумчивое лицо, а в голове – самая настоящая паника: к маленьким женщинам и жёлтым солнышкам пристраиваются Жуков, Катуков, Белгород, Прохоровка, но это уже было, было… О чём же сейчас толковать?..
*
Сохраняя патриархальное выражение лица, я беру в руку мел, и, не имея ни малейшего понятия, о чём через минуту буду говорить, произношу со значением: «Запишите тему лекции». Затем поворачиваюсь к классу спиной, и замираю. Уверяю, что в это время я закрываю глаза, поднимаю руку, и мел сам начинает что-то писать на доске. Через секунду-другую я открываю глаза, и с плохо скрываемым удивлением читаю: «СССР и союзники».
*
Уверяю также, что это не «наработки» предыдущих штудий. Ну, то есть не рутинное повторение читаемого год из года курса. Просто кому-то «внутри меня» очень захотелось именного сегодня прочитать именно эту лекцию. Иначе я всё это объяснить не в состоянии.
*
Ну, а потом, - ещё одна пауза, она просто-таки необходима для того, чтобы оформить в голове ПЕРВУЮ ФРАЗУ лекции. Будет сказана первая фраза, - и понеслась душа в рай, не остановишь… Вот тебе Атлантическая хартия 1941 года, вот Тегеран 1943 года, вот Ялта, вот Потсдам… Второй фронт, ленд-лиз, караваны PQ – QP… «Студебеккеры», «джипы», «аэрокобры»... Оркестр Глена Миллера, исполняющий «The song of a Volga boatman»… Утёсов и его дочка Эдит, распевающие американский хит 1943 года «Мы летим, ковыляя во тьме, мы идём на последнем крыле…»
*
Нет, время от времени мысль пресекается: это опять маленькие женщины порхают над раскалённым пляжем в каком-то вполне представимом будущем… И тогда я произношу волшебную фразу: «Так, теперь, – ЗАПИСЫВАЕМ С КРАСОЙ СТРОКИ…» Одиннадцатиклассники, народ смирный и неглупый, внимательно смотрят на меня, мне стыдно, я снова испытываю лёгкое головокружение, а следом за ним губы сами произносят что-то вроде «По сути дела, союзниками мы стали лишь исходя из знаменитого принципа «Враг моего врага – мой друг». Учащиеся записывают эту ослепительную сентенцию с красной строки.
*
Да, когда-то давно, когда я работал грузчиком на заводе, в ходе увлекательнейшего процесса «бери – кидай» у меня даже получалось сочинять тексты своих песен. Преподавательская работа уже не даёт ТАК развернуться (а было бы забавно)… Но само по себе «раздвоение сознания», бытие в «параллельных жизнях» - получается и сейчас, ещё как… Именно оно самое мне очень здорово помогает «жить и работать».
*
В принципе, конечно, мне можно предъявить претензии: ах, дескать, не отдаётесь работе в полном объёме, товарисчъ! А от этого наши детки страдают. - На этот случай у меня припасена длиннющая цитата, коей и я завершу сие откровение. Г.Ц.
*
«Городничий: То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-Богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне».
Subscribe

  • * * *

    Есть любови Есть влечения По течению По течению А попробуй вот Увлеки Вопреки реке Вопреки Не затем Что иначе не можется А затем Что иначе не…

  • * * *

    Блаженный дух горячей карамели К полу́дню ближе город пропитал. Добавь пивного солода и хмеля, Чей запах временами долетал. Босыми по расплаву…

  • * * *

    Два человека в городе одном, Ну, не уездном, скажем, в областном, Бродя по улицам его туда-сюда, Способны не столкнуться никогда. Людей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments