gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

О КУЛЬТУРНЫХ РЕФЛЕКСАХ

reflex_arc_anim1

Довольно известная сентенция Мамардашвили:

«Но такова судьба культурных формализаций, что они всегда заходят настолько далеко, что к этим символическим образованиям уже «не пробиться». Возможно, что «ядро» культуры как таковой позволяет что-то сделать на уровне культуры и в самой культуре не понимая. Делать что-то без понимания, механически и есть культура. [То есть (…) культура есть то, что культивирует объективно направленный автоматизм мышления.]»
*
Ну, так и есть. Мы едим гречневую кашу, но не поедаем насекомых, хотя ни в одном из известных письменных источников не зафиксирован запрет поедания насекомых, адресованный, скажем, каким-нибудь там восточным славянам. Спросишь кого угодно: а почему ты не ешь насекомых? – ответит: как можно? Это противоестественно, невозможно. Скажешь: а вот в Судане саранчу трескают, про Китай и вовсе умолчу. Ответит: так то дикари да китайцы. Мы же не дикари и не китайцы. Скажешь: а вот продукты жизнедеятельности насекомых есть любишь? Спросит: о чём это ты? – Ну, пчелиный мёд, например. Подумает: так то пчёлы, они чистые насекомые, это можно. Спросишь: а с чего ты взял, что пчёлы – чистые насекомые? Ответит: Ну, так считается… - Кем считается? – Ну, так считается…
*
То и дело, что любое мышление энергетически затратно, - и не гарантирует оптимального результата. Когда же в результате многократно повторяемого тыка отыскивается некое «нормальное», оно и становится нормой культуры. Эта норма, словно кирпич, вставляется в сознание объектов, принадлежащих некоей культуре, и отменно цементируется.
*
Если у истоков культурного становления народа (цивилизации) стенка из подобных кирпичей ещё довольно низка и через неё ещё вполне возможно разглядеть внешний мир, то т.н. «высококультурные народы» уже полностью отгорожены от непонятной и невыразимой реальности в том вполне уютном мирке, который образует кирпичная кладка.
*
Позитивный результат внедрения культуры очевиден: стопроцентное опознание внешних объектов по принципу «свой-чужой», минимальные затраты на принятие любых решений, - потому что решения принимаются автоматически, на уровне условных рефлексов.
*
Итого, любая культура, строго охраняющая свои устои, превращает своих носителей в (прошу прощения за избитый образ) всё тех же муравьёв, которые, ведомые общекультурной программой, занимаются строительством, ремонтом, сбором продовольствия, всем, чем угодно, практически не отдавая себе отчёта о своих действиях.
*
Иначе никак; культура суть поток (пусть даже круговой и замкнутый сам на себя), значит, каждый из его элементов должен знать, что двигаться следует вон туда, а не в обратном направлении.

Свинину есть можно, кошатину нельзя.

Поминки, девятый день, сороковой день.

Мужчина с женщиной за руку не здороваются.

Умываться под проточной водой.

Снимать обувь в прихожей.

На малолеток не зарься.

На закате солнца спать себе дороже.

Авось, да небось.

И так далее, - миллион подобных кирпичей образуют поле рефлексов, несоблюдение которых, так или иначе, станет причиной отторжения тебя данной культурой.
*
Закончу выводом, который кому-то может показаться неожиданным или неуместным. В последние месяцы в связи со всевозможными невероятными (нелепыми) историями (скажем, с теми же «скрипалями» (хорошее нарицательное, по-моему)), мы часто задаёмся вопросом: они что там, на этом Коллективном Западе, совсем дураки, что ли? Как можно верить всему тому бреду, который произносится вполне официальными лицами на очень высоком уровне?
*
Отвечаю: а никто и не «верит», в обычном смысле этого слова, разумеется. Просто, пребывая внутри культурного контекста этого самого Коллективного Запада, ты воспринимаешь упомянутый бред на уровне рефлекса, то есть некритично поглощаешь и мгновенно усваиваешь.
*
Когда же этот процесс «усвоения» наблюдаешь со стороны, из пределов другой культуры, возникает ощущение абсурдности и чуждости, которое ничем не унять.
*
У них при взгляде на нас возникают точно такие же проблемы, но, право, мне они нисколько не интересны, - ибо в последние годы бегу я амбивалентности, поскольку понял, что «понять и простить» значит раствориться, как ложка сахара, в безбрежном горько-солёном море беспредметного гуманизма.
Tags: Культурка-мультурка
Subscribe

  • (no subject)

    • Горький, «Мать»: Пелагея Ниловна навеки забанена в FB за спам экстремистского содержания • бронежеле́ • бры́нзовый бюст • хренотень – тень хрена?…

  • (no subject)

    • встретились пироманьяк да гидроманьяк, и стали силушкой мериться • целоку́дрие • прелюбоодея́ние (что-то вроде спецодежды) • безопасные в…

  • (no subject)

    • Давно вышедшее из употребления «дуся», «дусеня», «дусинька» вечно меня раздражало в книгах да старых фильмах, кроме того, я никак не мог понять,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments