gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

DE MORTUIS

Ну, вот… Нынче в очередной раз наблюдал по TV некую передачу, посвящённую, понятное дело, безвременно ушедшему от нас талантливому актёру театра и кино Имярек. Вереница друзей-товарищей, каждому из которых лет уже чуть больше, чем библейскому Мафусаилу, воздавала должное покойному, и право, стоило того, - актёр был действительно характерный, яркий. Я же исподволь уже ожидал того, чего ожидал. И ОНО произошло, неизбежное, как вдох-выдох.
*
Очередной друг-товарищ, досадливо морщась чему-то своему, девичьему, произносит вот такую тираду: «Да, дааа, Имярек очень, очень любил весёлую компанию, застолье, он был, поверьте, душою общества, жизнь из него била ключом, бла-бла-бла, ах-вах… Но, - но!.. (тут зачем-то обязательно задействуется перст, указующий в небеса), - Но, - НИКТО НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ ЕГО ПЬЯНЫМ!...» Если бы окружить нашего витию другими участниками поминания, то в сей момент все они, как китайские болванчики, начали бы задумчиво кивать головами и одобрительно цокать языками…
*
Я подобного рода бредятину слышал уже столько раз, что на её основе уже начал конструировать «смежные» утверждения. Итак, «выпить любил – но никто не видел его пьяным». Итак, «он очень любил женщин, и не знал от них отбоя, но никто (!) и никогда (!!) не видел его в компании с женщиной»… Или же «он был чрезвычайно требователен к окружающим людям и часто шёл на серьёзные конфликты, но никто (!) и никогда (!!) не мог его в этом упрекнуть: он был сам такт, сама предупредительность»…
*
De mortuis aut bene, aut nihil… Сиречь «о мёртвых либо хорошо, либо ничего». Одна из древних лапидарностей, которая меня всегда раздражала. Да кто ж знает, что есть хорошо, что нехорошо?.. Вернее, предполагается, что все знают, и о мёртвых говорят, исходя из общепринятых стандартов, только «хорошо», но оттого память о человеке превращается в какую-то мазню, неталантливый лубок, глядя на который, хочется лишь плюнуть в сердцах… И добавить: уж лучше стократ NIHIL, нежели ваше BENE…
*
Пороки человека – от слабости сердца его. Это одно уже даёт ему прощенье. Да пороки можно так ВСПОМНИТЬ, что эти воспоминания с лихвой перекроют все пресловутые достоинства… Сентенция спорная, но всё же: картина души человека, состоящая из одних достоинств, не имеет никакого объёма. Только недостатки и пороки, как некие чудесные краски, создают глубину и объём изображения. И потому, вспоминая кого-то, навсегда покинувшего этот мир, надо всего лишь с любовью, – и пониманием, - отнесись ко всем его психам, пьянкам, подлянам, предательствам, изменам. Право, ОН БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ…
*
Другая крайность, от которой меня тоже вечно воротит, - это когда порок превращается в некий стигмат, сакральный signum, о котором говорят с придыханием и почтением: «О, да, он так пил, ТАК ПИЛ… Это его повседневность душила, власть гнобила, идеология растляла, быт висел, подобен Дамоклову мечу, а невнимание и непонимание современников согнули в бараний рог…» И обыкновенный алкоголизм превращается чуть ли не в символе богоизбранности. В этом тоже нет ни капли любви, а лишь боязливое поклонение юродству…
*
Впрочем, по большому счёту, я тоже не знаю, КАК НАДО. Но вот если всё же попытаться отталкиваться от того, КАК НЕ НАДО, может, и получится что?..

ГЦ
Subscribe

  • СПРАШИВАЕТЕ - ОТВЕЧАЕМ

    Если бы меня спросили, что, по моему времени, является квинтэссенцией духа нынешней эпохи, я бы не долго думал. Достал бы телефон свой, открыл бы…

  • КУРС НА ПОНИЖЕНИЕ

    С известной поры в моём разговорном обиходе стало всё чаще звучать слово «обесценивание» - разумеется, применительно к социальным практикам, а не…

  • УЗКИЕ ВРАТА ВОЛИ

    Был в моей роте, в четвёртом взводе, курсант один; я, право, не знаю, как его и взяли-то в курсанты. Карликовый фенотип – большеголовый,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment