gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ГРЕХ ЦИТИРОВАНИЯ

28660

Вот классический клинический случай.

Пушкин в «Путешествии в Арзрум» (1836) пишет:

«Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...»

Вообще говоря, банальное, ни на чём не основанное сетование. Встал бы ныне Пушкин из гроба, посмотрел бы на гигантскую библиографию пушкинистики, - не миновать ему апоплексического удара. Как же так, «ленивы и нелюбопытны» - а вона что…

Сетований подобного рода у Пушкина великое множество, - человек он был вздорный и импульсивный. От чистых восторгов до чёрной меланхолии за пару минут. Иной такой же ничего не запечатлел на бумаге, - и ветром унесло. А Пушкин, он, да, он и в Африке Пушкин.
*
Вот же читаю какое-то старое интервью Парфёнова Леонида, и читаю именно вот что:

«А по классическому определению Пушкина, мы ленивы и нелюбопытны. С этим типом национального характера ничего поделать нельзя».
*
Если подходить к делу буквалистски, где в цитате из «Арзрума» хоть какое-то упоминание о «национальном характере»? Вообще, кого имел в виду Пушкин, написуя «мы»? Может «нас двоих: меня и мою тень»? Хотел поначалу написать «я ленив и нелюбопытен», потом решил, что это нескромно и скруглил на невнятное «мы»…

О каком «классическом определении» идёт речь, если цитата более напоминает балластную вставку в текст, которому явно не хватает содержания?
*
Писал-то Пушкин явно не о Грибоедове, о себе, о том, что вот, через год он погибнет, а после будет не то, что забыт, но, скажем, уйдёт на второй план русской словесности, и лишь всё, что связано с открытием в 1880-м году памятника на Страстной, выведет его из почти гарантированного забвения. Так или иначе, все подобного рода желчные лапидарности – плод минутной неприязни или более-менее искреннего заблуждения.
*
Тогда почему мы их столь ревностно и восторженно повторяем? Почему мы приписываем им какое-то надмирное и чуть не всеобщее значение? Почему спекулируем случайными смыслами, придавая им непреложный характер?
*
Вот сказал бы в интервью Парфёнов Леонид: «А по классическому определению Пушкина, мы деятельны и любознательны. Такой уж у нас тип национального характера, так уж исторический сложился невероятный по своей мощи гений великого русского народа».
*
Нет, такого рода сентенция вряд ли бы кого впечатлила. Понятно, почему, - лапидарности чаще всего работают «на понижение», - на опошление, на деморализацию, деэстетизацию.
*
Взять всё то же «Поскреби любого русского – и ты увидишь татарина». Милая статья восьмилетней давности, https://www.politforums.net/other/1246229866.html .
Меня вот это умилило:

«Я тут не без удовольствия провел сетевое расследование на тему «кто сказал «мяу», в смысле какому же классику принадлежит фраза про поскребывание русского. Тургенев оказался в хорошей компании:

\"поскреби русского - найдешь татарина\" (Карамзин)
Великий русский писатель Н.С.Лесков не зря говорил, что если поскрести русского, найдешь татарина.
И когда Достоевский писал: \"поскреби любого русского - увидишь татарина\"
сам А.С. Пушкин говорил - Поскреби русского – найдешь татарина
Как говаривал еще Ключевский, поскреби русского - увидишь татарина
Поскребите русского, и вы найдете татарина (так у Шестова).
Замечание Ивана Бунина - если поскрести любого русского, найдешь татарина
Поскреби любого русского - отскребешь татарина, сказал еще Гоголь
Это, как говорил Куприн, поскреби любого русского, получится татарин
перефразируя высказывание В. В. Розанова (\"Поскребите любого русского, и вы найдете татарина\")».
*
Итого, технология проста: ты хочешь сказать гадость, но тебе страшно, - не так поймут. Берёшь Лескова, Карамзина, Достоевского, Пушкина, прячешься за их мощными спинами и кричишь в толпу: «Вы все козлы! Уроды! Придурки! Нелюди!» Толпа возмущена, она поворачивается к тебе, но вместо тебя видит Лескова и Достоевского. Толпа в крайнем смущении расходится.
Tags: Психологические ытюды
Subscribe

  • THE BALALAIKA IS OVER

    Музыкант легко и непринуждённо заводит «Камаринскую». Коленца становятся всё сложнее и рискованнее. Музыкант вне себя от священного безумия;…

  • ОЖИДАНИЕ

    На сцене – некое подобие гостиной, обилие мебели – диваны, кушетки, кресла, стулья. На стене висят здоровенные часы, не заметить которые зритель…

  • УГОВОРЫ, ЗАКОНЧИВШИЕСЯ ТРАГЕДИЕЙ

    «Пейте уксус, господа» (Д.Х.) -Ешь суп. -Не хочу. -Нет, ты ешь. -Я не хочу. -Как не хочешь, коли ты голодный? -Я не голодный. -А…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments