Если уподобить человека программе, то в таком случае человек - программа, которая в состоянии выходить за пределы своей компетенции (способность к трансцендированию).
Единожды вышедший за пределы своей компетенции, за границы своей утилитарности, уже не сможет вернуться к исходному состоянию. Человек поглотил такое количество «избыточной» информации, и она так круто смешалась с базовым пакетом данных, что любая попытка вернуться завершится катастрофой: желая стереть «лишнее», выплеснете и «ребёнка».
Вся печаль состоит в том, что единожды вышедший за пределы - это уже "неисправная программа". Сами посудите: нужен ли вам, скажем, «Word», который сам, по своему произволу, подбирает шрифты, сам, по своим таинственным правилам, редактирует тексты, сам создаёт какие-то таинственные макросы и посылает в печать то, что потребно ему, а не вам?
Единожды вышедший за пределы, - он и сам понимает, что в пределах среды его обитания, то есть программного пространства, полученный где-то инсайт не в состоянии помочь ему прилежно функционировать, выполнять затверженный с младых ногтей алгоритм, - напротив, полученная информация только мешает ему вписываться в архитектуру предустановленной социумом гармонии повседневности.
И уж если печаль нам известна, дойдём тогда и до трагедии. А трагедия единожды хотя бы вышедшего за пределы состоит в том, что он совершенно не знает, что делать с той информацией, которая стала его достоянием. Пусть упомянутый инсайт будет ослепителен и громаден, строен и всеобъемлющ. Пусть он будет таков, что разом затмит унылую архитектуру повседневного мира. Только что прикажете делать визионеру, как ему соединить два этих мира, один из которых лишь чуть приоткрыл покровы свои, другой же продолжает диктовать директивы поведения и мышления? А никак. Вас, Любезный Читатель, когда-нибудь в детстве дразнили «шизиком»? Меня да. Знали бы дразнители, что слово σχίζω (схизо) означает «разрывать, разъединять», - то есть как верно дразнили-то, в самую суть проблемы смотрели: шизик суть междумирок, человек, пытающийся сопрячь в своём сознании мир внешний и мир внутренний, мир дольный и мир горний, мир директивный и мир внеконституциональный.
*
Вот многие дамы и господа, воспитующие чад своих, говорят: схоля-шуле превращает деток в рабов системы, ах, схоля-шуле плохая. Мы хотим, чтобы наши чада были интеллектуально и духовно свободны.
И вот мне в этом месте всегда хочется спросить: вы понимаете, дорогие, что любой интеллектуально и духовно свободный человек, в конце концов, выйдет за упомянутые пределы и превратится в неисправную программу? Вы понимаете, что интеллектуальная и духовная свобода породит в ваших чадах также помянутую шизофрению? Вы понимаете, что интеллектуальная и духовная свобода неминуемо наделит ваших детей беспросветным одиночеством, тащить им которое до самой смерти?
*
Я надеюсь, что хотя бы десятая часть дам и господ всё это понимает и готова к такого рода метаморфозам. А все остальные врут. Не нужны им никакие интеллектуально и духовно свободные. Им нужно лишь так уж ловко вписать чад своих в убогую социальную архитектуру, чтобы никому и никогда в голову не пришло бы назвать их «шизиками».
*
Выйти за пределы – значит, раз и навсегда расстаться с иллюзиями, которые питают большую часть прыгающих и бегающих по Земле людей. С иллюзией успешности. С иллюзией логики. С иллюзией счастья. С иллюзией бытия. С иллюзией смерти. С иллюзией разума. С иллюзией детерминизма. С иллюзией восприятия. С иллюзией стабильности. С иллюзией понимания.
*
А вот теперь со всем этим надо ещё как-то умудриться жить.