gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

ЮНЫМ ВРАЗУМЛЕНИЕ, или КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ НА ИВАНА КУПАЛА

2dLoj

Право, странно и скучно смотреть, как какие-то недомерки, визжа, обливают друг друга и иных из каких-то там бутылочек-плескалочек. Известное руководство к действию «Купала - обливай кого попало» не имеет ничего общего с основной идеей игрища, - ибо само слово «Купала» к «купанию» относится так же, как кабан – к Копакабане.

Забытый (нами) индоевропейский корень kӣp толкуется именно как «кипеть, вскипать, желать, вожделеть». Так что вернее было бы говорить не «Купала», а «Вскипала». (Ну, в контексте сказанного, быть может, обливание из бутылок-плескалок и имеет символический смысл «погашения», но, как разумеют более-менее взрослые люди, вожделение гасят несколько иным образом.)

Так что обращаю внимание юных на то, что вот же, близится очередной день летнего солнцестояния, и, думаю я, следует отпраздновать его так, как это делали наши предки.

Жил да был, по всей видимости, в годы княжения великого князя московского Ивана Васильевича, некий игумен Псковского Елеазаровского монастыря Памфил; о нём мало что известно, но вот приписывается ему авторство «Послания о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи» (по Псковской Первой летописи – 1505). Это послание – одно из немногих сохранившихся описаний вышеупомянутого празднества, так что вот же:

«Еда бо приходит велий празникъ, день Рожества Прдтечева, и тогда, во святую ту нощъ, мало не весь град взъмятеца и възбѣсица бубны и сопѣли, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскыми, плесканием и плясанием. И того ради двинеца и всяка въстанет неприязненая угодиа, яко в поругание и в бесчести Рожеству Предотечеву, и в посмѣх, и в поругание, и в коризну дни его. Въстучит бо град сей и возгремять в нем людие си безаконием и погибелью лютою, злым прелщением пред Богом; стучать бубны и глас сопѣлий, и гудут струны. Женам же и дѣвам плескание и плясание, и главам их накивание, устами их неприязненъ кличь и вопль, всескверненыя пѣсни, бесовская угодиа свершахуся, и хрептом ихъ вихляние и ногам ихъ скакание и топтание; ту же есть мужем же и отроком великое прелщение и падение, но якоже на женское и девическое шатание бдуномъ и възрѣние, такоже и женам мужатым безаконное осквернение, тоже и девам растлѣние.

(Когда приходит великий праздник, день Рождества Предтечи, то тогда, в ту святую ночь, чуть ли не весь город впадает в неистовство, и бесится от бубнов, и сопелей, и гудения струн, и услаждается непотребными всевозможными игрищами сатанинскими, плесканием и плясками. Оттого и поднимаются и восстают все злые силы на поругание и бесчестие Рождества Предтечи, на осмеяние и поругание и поношение дня его. Зашумит город и возгремят в нем люди, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от бога; стучат бубны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни — так угождают бесам жены и девы, и телом вихляют, и скачут, и выплясывают; во всем этом великое искушение и грехопадение для мужей и отроков, когда они видят распущенность жен и девиц, равно как и замужним женщинам позорное бесчестие и девицам растление.)

Пакы же о тѣх же плесковичи. В той святый день Рожества великаго Ивана Предотечи исходят обавници мужи и жены чаровници по лугам и по болотамъ, в пусти же и в дубравы, ищуще смертныя травы и привѣта чревоотравнаго зелиа на пагубу человечеству и скотом; ту же и дивиа копают корениа на потворение и на безумие мужем. Сиа вся творят с приговоры дѣйством дияволим в день Предотечевъ с приговоры сатанинскыми.

(И еще о тех же псковичах. В тот святой день Рождества великого Иоанна Предтечи выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы и отравного приворотного зелья на пагубу людям и скоту; тогда же копают дикие коренья, чтобы приворожить и свести с ума мужчин. Все это делают в день Предтечи с заклинаниями сатанинскими по дьявольским обычаям.)

Особое внимание прошу обратить на тайные знаки головой, а также хрептом вихляние, ногам скакание, топтание, и, уж всенепременно, на женское и девическое шатание бдуномъ.
Tags: ФОРКЛОР
Subscribe

  • 100

    В углу комнаты стоит «однорукий бандит». Игровой аппарат. Просыпаешься, осторожно снимаешь с головы эдакий электронный чепец, который считывал…

  • 100

    «Сериальная рожа». Всё чаще сталкиваюсь с такими – сериальные эмоции, сериальные диалоги, сериальная мимика. Плоская сериальная философия жизни.…

  • 100

    Усложним шахматы, наделив фигуры свойствами симпатии и антипатии. Не будет ни чёрных, ни белых, вместо - множество оттенков между тем и этим.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments