gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ТО-ТО, ЖМУРИКОВ. ТО-ТО

Снимок

Пьяный поэт позвонил с утра и стал путано рассказывать, что где-то, в каком-то невнятном узле всемирной паутины его объявили умершим, нет, куда там, покончившим с собой. Это чья-то ошибка дурная шутка подлость провокация аааа ужас что что мне делать.

Я, ежеутренне весьма тупой и малоэмоциональный, в русле оных качеств ему и ответствовал: дескать, вот, буквально вчера жаловались на бессобытийность бытия, а тут эдакое. Он же убивался немало, всецело ввергнутый в воронку этой дурацкой и вполне заурядной интриги.

Я понимаю, что, коснись дело меня, я тоже был бы обескуражен, взвинчен, ажитирован и удручён. Но вот как-то не получался из меня с утра пораньше толковый эмпат.
*
После того, как разговор закончился, я стал думать заявленную тему. Ох уж эти поэты. Ничего не скажу про упомянутую историю, на моего поэта не похоже, а так ведь хлебом не корми – дай заинтриговать богему своей ложной кончиной. В биографиях немалого числа персонажей российской литературы мелкими буквами числится и это: «время от времени распространял слухи о своей смерти».
*
С Блоком, конечно, тоже иная история, но «предсмертная» его записка во всех смыслах показательна: «В моей смерти прошу никого не винить. Причины ее вполне «отвлечённы» и ничего общего с «человеческими» отношениями не имеют. Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Чаю Воскресения Мертвых. И Жизни Будущего Века. Аминь. Поэт Александр Блок».
*
(Это перед объяснением в любви Любови Менделеевой. Дескать, вот откажет, я и застрелюсь. Я и револьвер загодя купил. А она взяла, да и согласилась, будь оно неладно.)
*
Внешняя сторона всех этих выкрутасов с «распространением слухов» вполне понятна: неудовлетворённое самолюбие желает реализоваться вот в таком странном обличье, - в саване, в домовине с глазетом, туды его в качель. Смотри знаменитый эпизод из «Ералаша», именуемый «Прости, Жмуриков!» Чистой воды детские фантазии: вот тогда поймут и оценят, вот тогда и засверкает что есть сил мой crazy diamond.
*
(А было бы забавно. Поэт Z якобы умирает, на самом деле десять лет кряду живёт в подполе у своей двоюродной тётки. За эти десять лет посмертно получает кучу наград, издаётся ПСС, снимаются документальные фильмы, бюст на родине героя, ежегодный фестиваль поэзии имени, поэтическая премия имени, и т.д. И тут появляется несколько заплесневевший и отёкший Z, - как в таком случае прикажете поступить? Ужасная, ужасная коллизия…)
*
Другое дело, что шутками-прибаутками тут не отделаешься. Не устану повторять, что самое опасное занятие в мире – это пытаться шутить с любовью и смертью. Две эти дамы не то, что совершенно лишены чувства юмора, нет же, есть оно у них, только весьма своеобычное, - и, как только ты попытаешься пошутить с ними, они тебе ответят, но так, как ты и предполагать не мог никогда.
*
«Великому учителю Уммону пришлось лишиться одной ноги для того, чтобы постичь великий жизненный принцип, лежащий в основе всей Вселенной, а также в основе его собственного незначительного существования. Три раза он приходил к своему будущему учителю Бокодаю, который был тогда старшим учеником Ринзая, ученика Обаку, и лишь на четвертый раз он был допущен к нему. Учитель спросил: "Кто ты?" "Я Бунэн", - ответил монах. (Бунэн - настоящее имя. Уммон - это название монастыря, где он впоследствии стал учителем.) Когда этому ищущему истину монаху позволили войти в ворота, учитель схватил его за воротник и закричал: "Говори! Говори!" Уммон колебался, и учитель вытолкнул его за ворота, сказав: "Какой ты никудышный парень (дословно - "старый неуклюжий буравчик династии Чинь".) Когда поспешно закрывали ворота, одна нога Уммона и была сломана. Сильная боль, которую он при этом испытал, очевидно, пробудила бедного парня к восприятию важнейшего жизненного принципа. Он уже больше не был озабоченным, жалким монахом: достигнутое просветление воздало ему сторицею за утрату ноги». (Дайсэцу Тайтаро Судзуки, «Основы дзэн-буддизма»)
*
Ну, да, что-то в этом духе. Только порой одной ногой не отделаешься. Тем паче, поэты – народ впечатлительный, и, уж коли начнут играть в смерть, то невесть чем всё это может закончиться. Закончиться именно тогда, когда сам поэт уже и наигрался, уже и успокоился, уже и начал копить на какой-никакой гелендваген, - а тут-то ему башку дверью и прищемит. И никакого просветления.
Tags: Игры с реальностью
Subscribe

  • 100

    Как попугаи: «То-то уходит в прошлое, уступая место новому». Ну, например, христианство находится в кризисе, следовательно, должно уступить…

  • 100

    Спарта (Лаконика) - государство крайне противоречивое; сколь добродетелей, восхищавших его соседей, столь же и несуразностей, доходивших до…

  • 100

    Странна событийная неисчерпаемость прошлого. Иной раз сидишь, перебираешь какие-то памятные эпизоды, - ну, вот, вроде бы и всё, больше и вспомнить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments