В своё время Уильям Айзек Томас сформулировал одну забавную «теорему», которая и известна, как «теорема Томаса»: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Томас умер в 1947 году, а уже в 1948-м другой американский социолог, Роберт Кинг Мёртон, поднимает знамя павшего бойца и публикует статью «The Self-Fulfilling Prophecy» («Самоиспоняющееся пророчество»), чтобы впоследствии на эту тему написать ещё очень и очень много.
Классический экзампль, описывающий ситуацию: более чем благополучный банк. В один прекрасный день по стечению обстоятельств вместо десяти клиентов деньги со своих счетов снимают пятьдесят человек. На это обращают внимание некие осторожные и пугливые клиенты. Ажитация, связанная с этим наблюдением, приводит к тому, что, в конечном итоге, уже толпы толп бегут снимать свои деньги - банк становится банкротом.
Вообще говоря, и тот и другой - Томас и Мёртон – были социологами, то есть их рассуждения касались большей частью социальных процессов, многоголовых ситуаций. Нет, тот же Мёртон пишет об индивидуальном:
«Мучимый страхом, что он неизбежно провалит экзамен, студент больше времени тратит на волнение, чем на подготовку, что ведет к неудовлетворительным результатам на экзамене. Изначально ошибочная тревога превращается во вполне обоснованный страх», -
но, право, это уже из области «не ешь жевательную резинку, попа слипнется, и ага». Мой опыт, право, совершенно иного рода, - самые неприятные ожидания завершались вполне ординарным, а то и превосходным образом.
А вот индуцирование всевозможных фобий и невнятных интенций в обществе, это да, это вполне, это сколько угодно. Разом вспоминается противный голосок Высоцкого: «И словно мухи тут и там ходють слухи по домам, а беззубыя старухи их разносють по умам». И бедные цыгане, хошь ни хошь, скрепя сердце принуждены обманывать честных обывателей, а несчастные чиновники, страдая и скорбя, принуждены по воле массового сознания заниматься коррупциею.
Один из самых трепетных и беззащитных вопросов современной науки – как впрячь в единую телегу коня и трепетную лань? Как, скажем, совместить физику ньютоновскую с квантовой физикой? Законы разные, взаимодействия отличные, - но ведь в одном, казалось бы, материальном мире живём? И где граница между тем и тем? Есть ли она вообще?
То же и с психологиею, - вот наблюдения массовой психологии, вот постулаты психологии личностной. Сколько личностей следует собрать в одном месте, чтобы получилась толпа? Нет, по этому поводу написано множество книжек и статей, но тема открыта по сей день, да и вряд ли когда «закроется».
И волей-неволей представляется: а что бы стало с человечеством, если бы теорема Томаса распространялась бы на все наши желания? Не на социальные ожидания, а вот именно что на индивидуальные?
Ох и весёлая бы сталась у нас планета. Идёт Гвардей Цытыла по улице, видит фемину небывалую, и думает: а как бы овладеть оною и насладиться округлостию форм и прочим. К вечеру фемина вся в слезах уже ломится к Гвардею в покои: пусти, сил нет. Но Гвардея нет дома. Потому как тем же днём он попал на глаза к некоей Лукерье Никифоровне Гаврошко, старшему бухгалтеру ООО «Ракальяканалья», которая также соблазнилась его формами и объёмами и пожелала срочной взаимности. Так что Гвардей в двух кварталах от дома лезет по водосточной трубе аж на пятый этаж и призывно вздыхает. Ах, печаль какая. Ах, как несовершенен мир. Сорвётся, падёт оземь, всё, пиши пропало.
Пишем: пропало.