gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ПРОЩАНИЕ С НОСТАЛЬГИЕЙ

Movie_film_35_soundtrack

Вот читаю я замечательное стихотворение Дмитрия Сухарева, написанное в 1973 году:

Помню, в доме на Неглинной жили Визбор и Адель,
Дом был сумрачный и длинный, неуютный, как отель:
Дверь к начальнику культуры (он всё время на посту),
А другая дверь к Адели, третья вовсе в пустоту.

Оттого ль, что без начальства нам культурно жить нельзя,
Приходили очень часто на Неглинную друзья.
Гостя парочка встречала и к столу его вела,
И гитарочка звучала над клеёночкой стола.

Пели чисто, жили просто — на какие-то шиши,
Было — жанра первородство, три аккорда, две души,
На Неглинной у Адели, где игрушки на полу,
Пили, ели, песни пели, дочь спала в своем углу.

А теперь живёт богато Визбор, вечно молодой,
Не с Аделью, как когда-то, — с молодой кинозвездой.
До того мила — учтива, что на что уж я хитёр,
А взглянул на это диво — только лысину утёр.

Я присел на стуле чинно и услышал: "Ну, дела!
Адка, ай да молодчина, снова дочку родила!"
Родила — и взятки гладки! Если так, то всё по мне,
Всё в порядке: дочь у Адки, три аккорда, ночь в окне.

Нам, хозяюшка, до фени, что рассвет ползёт к окну,
Визбор бодро и без лени лапой дёргает струну.
Плоть, умри, душа, воскресни, пой нам, Визбор, старый дед,
Ведь от песенной болезни нам не выздороветь, нет.


Всё мне здесь мило, разве что последняя строчка немного выбивается из этого доброго ёрничанья, - да и ладно. (Кстати, про «культуру», - как я понял, жилище Адели (Ариадны Адамовны Якушевой, вообще говоря) было на одном этаже с управлением культуры Моссовета.)

Я, читая оное стихотворение, думал не о Визборе и не об Адели, а о том, что с каких-то пор вот хоть режь меня на куски, я не стану (не смогу потому что) писать ничего, хоть как-то отсылающего к чувству ностальгии.

И это забавно. Когда мне было лет двадцать (плюс-минус), я прямо-таки упивался оными эмоциями, и много чего наверсифицировал на эту тему. Гляди ж ты, на шестом десятке, - стоп машина.

Наверное, всё дело в том, что само времяощущение в моём сознании изменилось кардинально, - уж и не упомню, когда, с какой поры, но, право, для меня не существует прошлого, настоящего и будущего, - всё слито воедино, и весь мой мир в этом монолите. Я когда-то об этом уже робко писал, но с тех пор робость моя уходит куда-то на дальний план, уступая уверенности.

Уверенность, конечно, более поэтического плана, ибо реальных доказательств и подтверждения ей я не вижу.

Но вот же странно, как будто сквозь какую-то полупрозрачную занавесь подглядывать и догадываться, что я ещё не родился и уже умер, что «сейчас» мне и 17 лет, и 51 год, и сколько Бог даст, что «сейчас», и «навсегда» я и в Хабаровске, и в Судаке, и в Ленинграде, и в Гренобле, что я «сейчас» говорю со всеми своими покойниками и с теми, с кем ещё не знаком. «Сейчас» я женат на всех своих жёнах и «сейчас» они меня «уже» оставили. Меня ещё нет, меня уже нет, - и всё это «сейчас».

Ну же, если вспомнить сто раз помянутую «платоновскую пещеру», немного её усовершенствовав, - вместо теней, несущих в руках тени каких-то предметов, покажем сидящим в пещере кино. Вот кадр, именующийся «10 февраля 2017 года», - он проецируется на стену пещеры, и зрители видят его, и говорят тихо: вот оно, настоящее. Но есть кинолента, там этих кадров, быть может, миллиарды, они лежат в коробках, слитые воедино, не подозревая о том, что какие-то из них – «прошлое», какие-то – «будущее».

То, что наше сознание в состоянии наблюдать лишь последовательность кадров, - это проблемы нашего сознания, его ограниченности и однонаправленности восприятия. Я прекрасно понимаю, что иного нам не дано, - что будет, если на стену пещеры разом экспонировать все кадры? Да ничего не будет, каша будет. Так что потихоньку, помаленьку, шаг за шагом, кадр за кадром, - именно так и воспитуется наше восприятие, именно так и живём, про то и поём: «Есть только миг между прошлым и будущим».

Вышагивая нынче по городу, придумал я вдруг, что у человека не два глаза, а, скажем, пять: спереди-сзади-по бокам-на макушке. И все они посылают свою картинку в мозг, а мозг моделирует очень, очень странный образ окружающего нас мира, - куда там трёхмерной модели… Ну, кто из Достойнейших моих Читателей в состоянии представить это – одновременное восприятие минимум полусферы внешнего мира? А, казалось бы, как завлекательно, как интересно, как здорово, - но сознание безмолвствует и представлять ничего не желает. Не может, не умеет.
Tags: Игры с реальностью
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ГРАЖДАНСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

    Некий сценарий. Безумный учёный Петя изобретает некий прибор, который достоверно определяет, есть ли у человека душа, нет ли её. Скоро…

  • ДВОЕ ИЗ КОИХ

    (Николай Курганов, «Краткие замысловатые повести из «Письмовника». 1769) «Двое, из коих один слыл заикою, посещали вместе некую вдову; и как она…

  • РЕВЕРСИИ

    Одно из редких, но достойных развлечений детства - дружеские фантазии на тему «жизнь наоборот». Сейчас есть куча приблуд, с помощью которых можно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments