gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

БАЙБАЙОПИК

1240858852_admiral

Когда кто-то пытается обсуждать некий исторический фильм, пеняя тот за недостоверность и ангажированность, либо отчаянно хваля за достоверность и неангажированность, мне всегда интересно: а каким таким хитрым образом критик устанавливает соответствие оным критериям? Откуда у него достоверное знание эпохи, откуда у него уверенность в том, что «всё так и было»?
*
Да ниоткуда. Понимаете, фильм может быть каким угодно, халтурным или высокохудожественным, скучным или динамичным, но только не «историческим», - и тот, кто возвышает свой голос в полной благородного негодования критике, не менее смешон, чем автор 555-ти сетевых романов про «попаданцев».
*
Есть такое уродливое англо-саксонское слово - «байопик» (biopic, biographic picture). Проще сказать, «фильм-биография». И вот представим себе, о, Любезный Читатель, что к тебе приходит какой-нибудь там известный продюсер, и говорит тебе: «А давай-ка, милок, снимем киношку про твою жизнь!»
*
Ты польщён, но природная скромность не даёт тебе разом броситься в его объятия. Однако продюсер умён, вкрадчив, велеречив, и в скором времени ты всё же сдаёшься. Приглашаются толковые сценаристы, великолепный режиссёр, чудо-операторы, гениальные актёры. Снимают, монтируют, озвучивают. Тебя приглашают на закрытый просмотр.
*
Ты видишь свою жизнь последовательной и логичной. Ты говоришь правильные слова, ты совершаешь правильные поступки, ты безупречен, ты достоин подражания и почитания. Вся твоя жизнь наполнена событиями, одни из которых испытывают тебя, другие являются воздаянием за испытания. Ты красиво страдаешь, ты красиво прощаешь, ты твёрдо и неуклонно идёшь к заветной цели. Звучит героическая музыка, тебя окружают красивые люди, всё осмыслено и ясно.
*
«Нет!» - кричишь ты после просмотра, - «Это не моя жизнь! Всё совсем не так! Вы прекратили меня в какого-то ходульного героя, - то ли продукт соцреализма, то ли голливудскую размазню, что, по сути, одно и то же!»
*
Съёмочная группа краснеет и извиняется, тут же начинают переписывать и переснимать. Скоро тебя приглашают вновь.
*
Жизнь твоя во втором варианте странная – как говорится, на грани фола. Теперь ты не герой, теперь ты – это всё, что лезет из твоего подсознания. Нюансы, нюансы, тени, альковы, нуар, женщины, мальчики, девочки, слоники, замочные скважины, пистолеты, либидо, мортидо, мортидо, либидо, пахнет регулами и ружейной смазкой. Ты не владеешь собой, ты полностью подчинён каким-то диковатым интенциям, ты не знаешь, кто ты и что ты, ты – игрушка судьбы, ты мешаешь закись азота с перекисью водорода. Ты не различаешь в этом пространстве лиц людей, всё неявно, неясно, туманно.
*
«О, нет!» - снова кричишь ты, - «Ужели вы могли усмотреть во мне это чудовище, ужели вы могли подозревать во мне сие?! Что за шабаш вы тут устроили?»
*
Съёмочная группа краснеет и извиняется, снова начинают переснимать. И вот ты на третьем показе.
*
В этой твоей жизни каждый шаг твой исполнен неких предзнаменований, весьма трагичных, хотя, впрочем, столь же и двусмысленных. То есть что-то похожее на первую версию, но там ты и только ты – хозяин своей судьбы, тут же ты столь же прекрасен и мужественен, но только лишь фатум ведёт тебя, и, как бы ты не противился ему, финал будет ого-го какой. Рагнарёк. Софокл и Еврипид, Эсхил и Шекспир стоят в сторонке и недобро завидуют.
*
«Нет!» - вопишь ты, - «Не вижу я в своей жизни ничего подобного, никакие ōmen’ы мне не являются, прекратите эту мистику тут!»
*
Тут продюсер покраснеет, конечно, для порядка, но извиняться уже не станет. Скажет лишь в сердцах: «Послушай, мы хотели лишь немного преобразить содержание твоей жизни, сделать его более-менее упорядоченным, подчинённым какому-то единому сюжетному плану, какой-то идее. Ты пойми, дурень, что, по сути своей вся твоя жизнь – это куча мусора, какого-то барахла вперемешку с безвременьем, бездумьем, бессобытийностью, бессмысленностью, бездарностью. Из этой кучи то там, то сям проглядывают битые стеклышки какого-то содержания, капли некоего смысла, - вот их-то мы и пытались разглядеть, из них-то мы и попытались слепить что-то, напоминающее нарратив. Но всё, довольно, уволь, хватит, невозможно».
*
И уйдёт, и все вслед за ним. Понимаешь ли, Любезный Читатель, да, есть, присутствует некая сюжетная канва твоей жизни, но она никак не отражает её содержание. Углубимся в содержание, и никогда не придём к однозначности оценок и трактовок. По крайней мере, условный зритель твоего «кино» будет иметь совершенно иное мнение по поводу тех эпизодов твоего бытия, о которых у тебя сложилось неизменяемо-устойчивая оценка.
*
Тебе это не понравится. «Не лезьте, - скажешь, - своими грязными взглядами в святая святых, и мнения свои умолчите. Мне они совершенно неинтересны».
*
В общем, байопик не задастся. Может быть, после оной неудачи и к «историческому кино» изменится отношение?.. Дай Бог.
Tags: Игры с реальностью
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • * * *

    Когда я родился, мне дали carte blanche: вот здесь, внизу, распишись. Тем самым ты, дескать, вступаешь в права на эту конкретную жизнь. А мы уж…

  • 50

    «Смотреть, как на пустое место»: слишком просто. Хочется диалектики, динамики какой-то... Например: «С радостным предвкушением ожидая увидеть…

  • ОЖИДАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

    Самое действенное оружие оглупления – это ограничение границ исторического горизонта. * Работая в своё время в школе и безрезультатно борясь с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments