gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

АВТОДИДАКТ

Лет десять назад со мной случилась «профессиональная» истерика. В очень благополучном выпускном классе я читал очередную лекцию по истории Отечества. Речь шла, помнится, о затяжной вражде между Иосифом Сталиным и Львом Троцким…О ссылке Троцкого в Алма-Ату, о перипетиях его бегства в Турцию… И вот как дошёл я до злополучного острова Принкипо, что в Мраморном море… и как вдруг меня поволокло на сравнение этого острова с другим, именуемым «Патмос»… и как вдруг замолчал я, улыбчиво и тупо оглядывая внимавших мне выпускничков… и вдруг, минутой позже, бросился вон из класса, еле слышно бормоча что-то жалкое-жалкое….
*
Да я помню, что именно. «Господи, что я несу… Кому это надо… Что за чушь… Троцкий… Сталин… Да сколько можно-то…» Ну, и далее, всё то же, только в ещё более несвязном виде. Минут 15 я бегал, нет, скоро ходил по коридорам школы, посыпая голову пеплом, стеная и заламывая руки.
*
А после вернулся, и, давясь, начал рассказывать увлекательную историю будущего Героя Советского Союза Рамона Меркадера и его замечательного альпийского молотка. Это было унизительно (хотя из учеников, должно быть, никто ничего не понял), но для меня в этом унижении на тот момент был некий очистительный смысл, что ли… В последующие годы подобных истерик более не происходило, вернее, они перешли в вялую перманентную фазу, в коей пребываю и ныне.
*
Я плохой учитель, чем немало горжусь. Я терпеть не могу учить, потому что знаю, как это бессмысленно. А подчас и гнусно… Классе в шестом мама, с моего невнятного согласия, определила меня в музыкальную школу по классу гитары. Преподаватель, мужик моих нынешних лет, эдакий боровок с птичьим личиком (ну и парочка…), стал терзать меня постановкой рук-ног, этюдами Каркасси, Пухоля и иже с ними. Помню его раздражение и какое-то противное кряхтение, когда он хватал пальцы моей левой руки, и больно ставил их «правильно», но более всего мне был омерзителен нечистый мужской дух, исходивший от него. «Проучившись», таким образом, месяца два, я чуть не со слезами объявил матушке, что больше в эту самую богадельню ни ногой… Она грустно усмехнулась, и на том покончили. Ах, где ты, моё музыкальное образование по классу гитары?...
*
Я плохой учитель, и потому я с нескрываемым интересом, как завзятый энтомолог, разглядываю людей, которые слывут «хорошими учителями». Это неторопливое пестование малых сих, эта дидактичность, возведённая в жизненный принцип, какое-то скромное, застенчивое самолюбование и невероятная уверенность в своей правоте в ситуациях, когда правым быть вообще невозможно… Эта туповатая ревность ко всему, что связано с ремеслом, но в первую голову, - к своей безупречной репутации, за которую удавиться готовы… А на чём зиждется сия репутация? На кажущемся бесконечным, конвейерном повторении сомнительных истин, на ожесточённо-болезненной «постановке левой руки»… На жалком придуривании взрослого человека, стремящегося «быть поближе к детям», нисходящего с вершин своего возраста и интеллекта в инфернум инфантилизма… И вот это ощущение основательности, состоятельности, Господи…
*
Бытует такое мнение, что, как все хирурги суть латентные садисты, так и педагоги – не кто иные, как неудачники по жизни. Якобы у самих ни черта не получается, так они других учить берутся. Так вот, мнением этим только попу подтереть. Ибо два человека, которые оказали на меня поистине огромное влияние, НАСТОЯЩИЕ УЧИТЕЛЯ, во-первых, были «неудачниками», во-вторых, они никого ничему не хотели учить. Но учили меня именно своим духовным страданием, своими вечными сомнениями, метаниями, которые, как ни скрывай, увы… Я видел всё это, я наблюдал недюжинный ум, живую фантазию, чудовищные спады и лихорадочное вдохновение, и только это меня поражало в них. Страсти не научишь, любопытство не воспитаешь, вечных тайн сопричастность не преподашь. Ты должен поразиться, ужаснуться, немножко умереть, - и только это после повлечёт тебя по жизни, и во всём остальном полагайся на себя одного, ни на кого более… Десять лет я учился в школе, три года в военном училище, шесть лет бытовал заочником на истфаке: 19 лет итого. Нисколько не жалею о том, но вот что касается ОБУЧЕНИЯ, - увольте, я сам себя ОБУЧИЛ.
*
И никого в жизни не хочу учить.

ГЦ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СОСТОЯНИЕ №

    Душа болит. Представляется живущий в сердце некий малый ангельчик, который то и дело ныряет в алую кровь, делает большой или малый круг,…

  • ОДИН ЗА МОЮ КРОШКУ ДРУГОЙ НА ДОРОЖКУ

    В романе (повести ли?) Роберта Шекли Mindswap (Обмен разумов, 1965) есть один фрагмент, умиливший меня уже в детстве (я впервые прочитал её лет в…

  • 100

    Скажешь: «Мир глупеет на глазах» - все согласно кивнут, потому что это трюизм, даже выскажут, дескать, что же ты, примеряешь на себя роль Captain…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments