Не помню уже, где прочитал. Давно это было.
Ну, так вот, в 1891 году, по пути из Владивостока домой цесаревич Николай Александрович заехал и в Томск. Поселился он в доме томского губернатора, ныне это Дом Учёных. В один прекрасный день он показался пред светлые очи томичей с крылечка, которое якобы специально для этого случая отстроили.
Ну, так вот в толпе обывателей, слушавших речь цесаревича, якобы пребывал и 13-14-летний пацан, которого звали Янкель Хаимович Юровский. (Впоследствии он, будучи в Германии, примет лютеранство (?) и станет Яковом Михайловичем. Как и его закадычный друг Свердлов.)
И эта странная история с давних пор не даёт мне покоя, - не бывало такого, чтобы, проходя мимо Дома Учёных, я не глянул на это самое крылечко и не представил себе: вот, на крыльце стоит без трёх лет как русский император, а тут вот этот сопляк, будущий лютеранин. В 1918 году они снова встретятся, только не в Томске, не в Питере, а в Екатеринбурге. Яков Юровский лично застрелит Николая Александровича, а его маузер потом будет экспонироваться в Москве, в Музее Революции.
*
Помимо волнующих видений исторического прошлого России, меня в контексте всего сказанного интересует и моя личная судьба… Да нет, даже не грядущее, а вот какие-то живые картинки из прошлого.
Скажем, есть в моей голове несколько трагедийных дат. Ну, например, ночь с 9 на 10 марта 1985 года, когда я практически умер во цвете своих без двух недель двадцати лет.
Однако Любезный Читатель легко поймёт, что всё же не умер, всё же вот он я. В последующие годы я знакомился с новыми людьми, с некоторыми сходился настолько, что они становились моими друзьями и более того (я про женщин, разумеется).
И вот время от времени мне приходил в голову довольно идиотский вопрос: интересно, а что они делали в ночь с 9 на 10 марта 1985 года?
Ну, то есть классическая ретроспекция: вот я, вот тот (та), с которым (которой) я ещё не знаком, но неизбежно познакомлюсь. Мы живём в отдельных реальностях, мы понятия не имеем о существовании друг друга, - но наше «грядущее» для нас ныне – уже «прошлое».
И вот же странно вообразить некий экран, разделённый на две части. Справа, с вашего позволения, я, слева – предположим, Некая Прекрасная Дама. Ночь с 9 на 10 марта 1985 года.
Две жизни, которые когда-то и зачем-то вдруг пересекутся.
Интересно, я уже встретился со своим Янкелем Хаимовичем? Или, шмыгая носом, он лишь подбирается к тому моменту, в котором должна произойти встреча?...