gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

TESTUDO

1002589-i_063

В журнальчике читаю: «В Древнем Риме преступника могли казнить на сцене во время театрального представления: если по сценарию кто-то погибал, актёра заменяли заключённым».

Попытался найти более-менее авторитетный источник этой информации, да что-то не нашёл. Зато у Пиотровского* нашёл нечто, ещё более усугубляющее образ, возникающий при чтении первой цитаты:

«Самые казни, часто реально совершавшиеся в амфитеатре, мифологизировались и театрализировались.
Приговоренный к смерти выходил на арену в одеждах Орфея; скалы и деревья кружились вокруг него, птицы порхали над его головой, пока, наконец, прыгнувший из люка медведь не разрывал несчастного. Другого наряжали Гераклом и после сложной пантомимы сжигали на костре».


Вообще говоря, Древний Рим всегда поражает меня своей двойственностью: то, что это была величайшая империя древности, не вызывает никаких сомнений (кстати, не такой уж и древности – если вспомнить, что окончательно Рим пал всего-то в 476 году, какие-то полторы тысяч лет назад). И в то же время величие Рима кажется каким-то фарсом, - если вспомнить, что своей-то культуры ни республика, ни империя не создали, - лямзили везде и всюду, доходя до того, что из Греции сотнями перевозили древние скульптуры, отпиливали им головы, нахлобучивали вместо оных «свои». Да и древнегреческий театр римляне тоже позаимствовали, превратив его в несусветный бардак, пантомима + кровища + порнуха.

Кормился Рим Египтом, злато-серебро везли тоннами из свежезавоёванных провинций (напомню, что «провинция» суть «завоёванное» (pro - «вперёд, для, за, вместо» + vincere - «побеждать; превосходить»)). Рим не мог не воевать, он обязан был постоянно жрать свежатину, в противном случае этот зверь сам бы себя и скушал. Рим в Крыму, в современной Молдавии, в Армении, в современных Ираке и Сирии, Рим в Германии, Бельгии, Англии, куда ни сунься – Рим, Рим, Рим…

Пусть никого не обманет термин Pax Romana – якобы спокойный и почти бесконфликтный период развития империи, - ибо ему предшествовала такая мясорубка, что было бы мудрено «не замириться», - ну, а после «пяти добрых императоров» началось то, что и привело к вырождению и гибели Запада.

Что создал Рим? Образцовые законы, образцовую армию, образцовую инфраструктуру. Это много, но, согласитесь, великая империя не может базироваться лишь на «экзосклете», не имея за душой ровным счётом ничего, кроме бесчисленных фрагментарных заимствований из религиозных, научных, философских воззрений десятков порабощённых народов. Недаром одних из символов римской армии является боевой строй, именуемый «testudo» - «черепаха»; черепаха сильна только внешней защитой, сама по себе, лишённая панциря, она нежизнеспособна и отвратительна.

А о том, что Рим гнил заживо со времён ещё республиканских, и говорить не стоит. Гайюс Юлиус Ка́йсар, он же Гай Юлий Цезарь, недаром именовался «мужем всех жён и женой всех мужей», а он-то был ещё куда как толковый дяденька. А в массе своей среднестатистический римлянин по нравам своим уж ничем не отличался от любого иного «варвара», а часто и превосходил оного по варварству своему.

Удивительным свидетельством невероятной смеси культуры и варварства являются знаменитые напольные мозаики атриумов, коих в Италии сохранилось немало; они изображают валяющиеся на полу объедки, кости животных, костяки рыбин, выполненные столь искусно, что несведущие порой пытались пнуть их, - а это, в свою очередь, вызывало смех присутствующих.
8599_orig

Что до религии, это хрестоматийное: захватываем ту или иную территорию, на всяких случай начинаем поклоняться богам покорённых. Потому картина религиозной жизни в самом Риме больше напоминала вышеупомянутое панно с кучей объедков на полу. Мультикультурализм, господа, в наивысшем своём проявлении.

Чтобы понять, что из себя являл Рим уже в первом веке нашей эры, довольно почитать сохранившиеся главы «Сатирикона» Петрония Арбитра, где всё крутится-вертится вокруг того, как некие Энколпий и Аскилт шляются по Риму и никак не могут поделить между собой 16-летнего педерастика Гитона, который интригует и манипулирует ими, как прожжённая женщина-вамп. Всё те же виртуальные объедки на полу.

Повторюсь: поражает эта двойственность, - мощнейшая и работоспособная структура, - и несусветная гниль и вонь, чуть копнёшь.

И что-то всё это мне напоминает. И не дай Господь, если России когда-то придёт в голову пойти по этому пути, превратиться в это самое testudo, в какого-то непробиваемого монстра, медленно, но верно гниющего изнутри.




* Пиотровский А.И. Античный театр (театр Древней Греции и Рима) // Очерки по истории европейского театра. - Петербург, ACADEMIA, 1923.
Tags: ИСТОРИЯ
Subscribe

  • СОСТОЯНИЕ №

    Это называется «воздушная тюрьма». Замечательная штука. Ты ничем и никем не ограничен, иди, куда глаза глядят - но почему-то не оставляет ощущение…

  • SOMEONE TO WATCH OVER ME

    Однажды я ехал в московском метро на некую встречу. По радиальной минут эдак двадцать, а то и больше. Сидел себе, печалился ни о чём. В это самое…

  • 100

    Вот, скажем, я дурак. Не клинический, но всё же. Мне не доверяют сколько-нибудь ответственную работу, образования у меня нет, бегаю по городу то за…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments