gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

НИКОГДА

hydroterapia_2

Давно укоренившаяся во мне одержимость существования вне времени чаще всего носит какой-то «фантазийный» характер, поскольку для того, чтобы преодолеть некую границу «бытия вне времени», мне нужно полностью отказаться от того типа культуры, в котором я пребываю, к чему я, к сожалению, совершенно не готов .

«Не готов», - это мягко сказано; культура-во-времени внутри меня, я родился в ней и прожил в недрах её уже больше полувека.

Другое препятствие, стоящие на моём потенциальном пути, - это полное непонимание моих, в общем-то, нехитрых идей, людьми даже вполне близкими. Пенять на это не стоит, - что уж, право, коли я и сам с трудом представляю себе то, о чём идёт речь. В том и парадокс – идеи нехитрые, а изъяснить их ясно и понятно почти невозможно; на помощь вроде бы приходит упомянутый «фантазийный мир», - но он настолько уж «фантазиен», что и воспринимается, как какая-то «картинка с выставки». Ночь, понимаешь, на Лысой горе.

Образ-то, вот он каков: некий мир, в котором нет никаких циклов, - вечный ровный свет из неизвестного источника, неподвижные звёзды, отсутствие дня и ночи, времён года, совершенно неизменная и бесстрастная погода.

И, разумеется, те самые условия бытовой и социальной жизни, в которых любое измерение времени теряет всякий смысл. Менструации, должно быть, существуют, дети, конечно, рождаются, но их жизнь совершенно не затронута этими всеперемалывающими шестернями, которые превращают нас в неврастеников и психопатов уже в юношеском возрасте.

Я желаю такого мира, прекрасно понимая, что для того, чтобы он был явлен, должен погибнуть мир, внутри которого мы и перевариваемся временем, как желудком какого-то гигантского зверя.

То-то я радуюсь, когда там или сям нахожу что-то, конгениальное всем моим метаниям и фантазиям. Вот, скажем, в книге А.Л. Ястребицкой «Западная Европа в XI-XIII веков» читаю изложение автором идей Фомы Аквинского (до чтения которого, похоже, я ещё не скоро доберусь):

«(…) каждая субстанция, будучи сотворённой, существовала и во времени, и вне времени.

Всякий движущийся (находящийся вне вечности) объект может быть рассмотрен и как субстанция и как движущееся тело; как субстанция он не подлежит измерению временем, он принадлежит вечности, но как движущееся тело он измеряется временем. При этом, в отличие от вечности, время не имеет объективной реальности: прошлое же не существует, будущее ещё не существует, а настоящее не имеет протяжённости. Время оказывается только психологической категорией: оно существует в нашей душе, в нашей памяти. Оппозиция вечности и времени господствовала над представлениями средневекового человека, заставляла глядеть на земное бытие как на преходящее и устремляться мыслью к нетленной вечности, жить в отрицании времени (земного) и в постоянном предуготовлении своей загробной судьбы».


Все разговоры о том, что мы неуклонно двигаемся к «Новому Средневековью», грешат одним: мало кто представляет себе вообще, что такое «Средневековье». В частности, кто, скажем, готов вот к такому повороту мировоззрения, как отрицание бытийного времени? А без этого все ожидания и упования совершенно бессмысленны.
Tags: Игры с реальностью
Subscribe

  • * * *

    Жизни унылая суть Может быть maybe мабуть Всевыдувающий ветр Maybe возможно peut-être Нервно хохочущий бес Forse быть может talvez Им же…

  • 100

    После самых расчудесных бесед с самыми правильными людьми остаётся смутное недовольство неска́занным. Недовольство капризное, ибо сам не знаешь, а…

  • * * *

    Есть любови Есть влечения По течению По течению А попробуй вот Увлеки Вопреки реке Вопреки Не затем Что иначе не можется А затем Что иначе не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments