Когда при изучении экономических законов я со своими учениками дохожу до закона возрастания потребностей, меня всегда охватывает чувство дурной ирреальности происходящего.
Объясняется это довольно просто. В любом учебнике, в любом руководстве по экономике эта тема излагается без какого-либо трагизма и экзальтации, а совершенно просто и буднично; это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил.
Ну, сам по себе тезис о том, что «потребности человека безграничны» любого, пребывающего вне рыночного дискурса, повергает в когнитивный диссонанс.
Другое дело, что мы все в этом долбаном дискурсе пребываем, и потому киваем головами, дескать, да, да, мои потребности безграничны.
Далее излагается совершенно замечательная последовательность «возвышения» («возрастания») наших славных потребностей. Ну, если очень кратко, то
1. Доминирование материально-вещественных потребностей (ну, где-то до 50-х годов века минувшего).
2. «Общество потребления», где, наряду с вещественными потребностями, на первый план выступают и социальные (скажем, бытовое обслуживание, образование, медицина, спорт, отдых, развлечения и др.)
3. И, наконец, третий этап, от которого мне вовсе хочется рыдать от восторга – к материальным и социальным присоседились гуманитарные потребности, - творчество, духовное развитие личности, и тому подобные вавилоны сладчайшие.
Ну, и на десерт,
«Свидетельством действия этого закона в современных условиях является то, что количество различных видов потребительских товаров и услуг увеличивается в развитых странах более чем в два раза в течение каждых 10 лет».
Может быть, я совсем уже ничего не соображаю, но всё процитированное мною больше напоминает острый приступ мегаломании умноженный на приступ прекраснодушия. Да ладно бы, если бы какой-то безумец, сбежав из дома скорби, тиснул в типографии свой труд, написанный на простынях в застенках!
Но всё это излагается, как я уже сказал, совершенно серьёзно, здраво, и даже с каким-то интеллигентеньким оптимизмом! Дескать, dura lex – sed lex... Дескать, что поделаешь, коли непреложный закон... И, если в течение 10 лет число товаров и услуг увеличивается в два раза, то через 10.000 лет потребности человека возрастут, как минимум, в 2.000 раз. А что? Нам не слабо.
И самое что приятное, материальное хотение постепенно, должно быть, вообще исчезнет, а на смену ему придёт громада гуманитарных потребностей. Будем петь, плясать, писать стихи, ваять скульптуры, наслаждаться хрустальным звоном гармонии сфер. То и дело забывая поесть и с немалым сожалением отвлекаясь на посещение уборной.
Что за нелепая блажь, что за тупая ложь, что за западня.
И, в который раз, ловлю себя на том, что вся эта брехня что-то мне очень здорово напоминает. А именно, всё тот же марксизм-ленинизм, только без Маркса и Ленина. А вот как: человек – конечно, та ещё скотина, всё хочет и хочет, хочет и хочет. Но вот же какая прелесть: оттого, что человек одержим желаниями, и они неустанно удовлетворяются, он, неожиданно для себя и окружающих, с каждым поколением становится всё лучше и лучше, всё утончённее и гуманнее, и, похоже, несть конца этому надвигающемуся совершенству.
Если бы это хоть немного походило на правду, я стал бы таким поклонником рынка, ух, я бы переиродил любого ирода… Но это совершенство мне не грозит. И почему-то меня это нисколько не расстраивает.