gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ПОПЁРЛО

Ы

А приглядись повнимательнее, и вдруг обнаружишь, что упования множества людей, так или иначе, сводятся к торжеству случайности. «Везёт же тебе», «вот бы и мне повезло», «вот непруха», «масть пошла», etc.

Несмотря на множество лапидарных и вполне вменяемых утверждений, что-то вроде «случайность – это непознанная закономерность», люди живут двойным умом, - ну, как древние славяне после принятия христианства: в воскресенье в церковь, а на неделе – во лесок в тёмный, поскакать там вокруг какого-нибудь бревна с глазами и намазать ему губы маслом (или чем иным, однако уж остановимся на масле). И это двоеверие из них никакими клещами не вытянуть. А странно это…

А подумаешь, и вовсе не странно. И слово «двоеверие» вдруг обретает иной, несколько более зловещий смысл.

Покуда дела идут хорошо и подчиняются логике вещей, человек полон благости и игривого смирения (а чего ж не смириться, коли всё по-твоему?..) Вдруг такая хорошая, такая отлаженная система даёт сбой, - ну, «не везёт», «непруха попёрла»…

Тогда мы начинаем вдруг уповать на удачу, на случай, - но и то, и другое слово совершенно бестелесны, неоформлены, неконкретны. Иначе говоря, когда всё-то у нас ладилось, мы толковали: «Бог в помощь», - неволько представляя, как некий ветхий деньми старичок с бородою нам с какой-то перепугу споспешествует в делах наших.

Ну, а когда мы взываем к случаю, к удаче, - то кого же мы призываем впомощь себе?.. Ньютона, Ома, Максвелла, Гёделя? Нет, господа хорошие.

Вслух мы этого, конечно, не молвим. Но каждый раз, когда взываем к удаче, мы обращаемся к нечистому.

(Только, повторюсь, не стоит воспринимать это буквально, чтобы и свечки из человечьего сала жечь, и евангелия наоборот читать, и прочее. Всёгораздо проще, так сказать, на совершенно бытовом уровне. То есть если Господь про нас по какой-то причине подзабыл, то почему бы и не обратиться к Его оппоненту, тем паче, мы ведь во всё это не верим, мы ведь люди просвещённые?...)

Конечно, тут же вспоминается хрестоматийный диалог Эйнштейна и Бора: «Ты веришь в играющего в кости Бога, а я - в полную закономерность в мире объективно сущего» - «Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».

Но и Эйншейн, и Бор говорили о более серьёзных и тонких материях, нежели преумножение материальных благ или матримониальные перипетии. Так оставим Эйншейну эйншейново. Бору борово.

Богу Богово.
Tags: Игры с реальностью
Subscribe

  • * * *

    Блаженный дух горячей карамели К полу́дню ближе город пропитал. Добавь пивного солода и хмеля, Чей запах временами долетал. Босыми по расплаву…

  • 100

    В углу комнаты стоит «однорукий бандит». Игровой аппарат. Просыпаешься, осторожно снимаешь с головы эдакий электронный чепец, который считывал…

  • 100

    «Сериальная рожа». Всё чаще сталкиваюсь с такими – сериальные эмоции, сериальные диалоги, сериальная мимика. Плоская сериальная философия жизни.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments