Ах, господа, прошли славные времена Карабаса-Барабаса, Мальчиша-Плохиша, профессора Мориарти и Джокера из Готэм-сити. С ними-то как всё было просто и понятно: олицетворение сатанинского лиха во всех его самых подлых проявлениях. Что ни подумают, что ни скажут, что ни сотворят, - хоть знак качества ставь: «Квинтэссенция зла».
Нынешние времена совсем иные; глянешь да послушаешь, - за всеми правда, за всеми справедливость, за всеми и на земли мир, и в человецех благоволение. Никто не заходится дьявольским смехом, прилюдно ножики не точит, верёвок не мылит, на некрещённых младенцев не охотится.
Только странно; что же это получается? - все такие добродеи и печальники за род людской, а зла на Земле мало, что меньше не становится, - куда там, снежным комом под гору…
Да ничего, впрочем, странного; мы же теперь стали всепонимающими и, не побоюсь этого слова, толерантными. Мы же добряки, - потому любое зло в состоянии понять и осмыслить, а после принять и простить. Как в своё время большевики намеревались размыть грань между городом и деревней, осуществляя пресловутую «смычку»,
так теперь идеологи brave new world размывают грань между добром и злом. Причём дела у них подвигаются совсем неплохо, ибо все мы склонны оправдывать СВОИ неблаговидные мысли и поступки обстоятельствами, настроениями, превентивными мерами, да чем угодно, потому что… Теперь же распространим это милейшее самооправдание на внешний мир, - и всё, готово.
Только не надо смешивать сии мероприятия с христианским всепрощением, смысл которого в «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят». Зло, как неразумие или безумие, - это одно. Зло, как диалектическое продолжение-отражение-преломление добра, - это совсем, совсем другое…
Наши славные свободолюбивые мыслители уже третий век подряд корят христианство за то, что оно насаждает людям понятие о грехе; дескать, пора покончить с этой злодейской репрессивной культурой, которая в состоянии взрастить лишь духовных рабов.
А и правда, чего это мы? Пора, брат, пора. Нет греха, нет и зла. Нет зла, - значит, любой поступок оправдан теми или иными обстоятельствами, которые превыше всевозможных побочных последствий.
Если воспользоваться образом грехопадения, - когда Адам и Ева ели от древа и стали различать добро и зло, - то логичное продолжение образа выглядит куда как менее привлекательно; сидя на корточках, Адам Ева старательно опорожняют кишечник, с восторгом ощущая, как всякие представления о добре и зле покидают их. Однако, подтеревшись лопухами, они вдруг спохватываются, припомнив вдруг, что из Эдема их-таки успели выгнать, и где теперь этот самый Эдем – одному Богу известно, поэтому… поэтому… а что ? А ничего. Welcome to the real world.