gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

КТО КОГО

medium_d5341b6dcf2969cc2302fe50017e99d5

Эпизод первый.

Военное училище. Второй курс почти закончен. Взводный марш-бросок, проще говоря, пеший переход из училища в учебный центр в районе села Воронино. Километров 18. У взвода - новый командир, капитан Б. , только что из учебки в Новосибирской области. Офицер умный, резкий, засидевшийся на мелких должностях. Примерно на середине пути вдруг командует: «Взвод, бегом марш!» Все переглядываются, мысли такие: «Он чего, опух, что ли? Это же не учебка, и мы не новобранцы. Два года отучились. Чего мы тут по этим холмикам бегать станем?» Команду никто не выполняет. Капитан останавливает взвод, подзывает к себе сержантов, что-то втолковывает, угрожает, - сержанты возвращаются злые, дублируют приказ взводного. Ни один из рядовых не трогается с места. Капитан психует, но понимает, что ситуация идиотская. Ну, придём в учебный центр, ну, напишет он рапорт на имя ротного или командира батальона, - так это же плевок себе на голову. Мы продолжаем идти, жалея капитана. Нельзя отдавать приказы, если не уверен в том, что они будут выполнены. Потому что это очень унизительно. Однако скоро всё забыто. Потому что капитан – толковый мужик, только ещё не сориентировался на местности.

Эпизод второй.

Я, молодой и глупый, веду урок. Пара учеников стоят на голове, достают меня так, что сил нет. Класс довольно бурно наблюдает их идиотничанье и мою слабость. Я психую, начинаю апеллировать к классу: дескать, они же и ВАМ мешают! Почему ВЫ их не приструните, не успокоите? Это же и в ВАШИХ интересах! Ученики смотрят на меня, как на деревенского дурачка: ну-ка, ну-ка, повторите, дядьку, что-что в НАШИХ интересах?!. Сидеть из урока в урок, внутренне засыпая от скуки смертной, - ЭТО в НАШИХ интересах?.. А эти придурки позволяют развлечься, расслабиться, причём виноваты – ОНИ, а мы всего лишь свидетели. То, что ты, учитель, не в состоянии с ними справиться, - это твои проблемы, и не вали со своей больной головы на наши здоровые… Они этого не говорят, да и не думают, должно быть, - это я за них додумываю, и понимаю, что они-то правы, а я - молодой и жалкий учителишка.

Эпизод третий.

Сравнительно недавно. Я работаю грузчиком на пивзаводе. В разговоре с рабочими вдруг узнаю, что на заводе нет профсоюза. Я делаю большие глаза: «Как же так? А кто защищает ваши интересы?» - «Администрация. Дополнительные отпуска. Оплачиваемые отпуска на свадьбу-похороны. Дополнительная оплата больничных листов. Тринадцатая зарплата. Премии. И так далее», - «Но вот мы сейчас в суточной смене. Из-за того, что рабочих не хватает на перехват. Суточная смена – это же полное несоблюдение санитарных и медицинских норм, - как же так, почему вы соглашаетесь на это?» - «А и нормально. У нас в месяц часов наработки набегает в полтора раза больше. Соответственно, зарплата».
*
Три довольно разных эпизода, которые связывает только лишь одна простая мысль: марксистская идея об антагонизме эксплуататоров и эксплуатируемых, - это, быть может, для Англии XIX века, может быть, для самого Маркса, может быть, для кого-то ещё верно. А то, что я наблюдаю в России последние… ну, лет 30… ну, да, - наводит лишь на таковой вывод: эксплуатируемый до тех пор эксплуатируется, покуда его самого это устраивает.
*
А из этого вывод дополнительный: эксплуататор до тех пор эксплуататор, покуда он устраивает тех, кото он эксплуатирует. У бедных эксплуатируемых есть такой большой набор подлянок и подстав для своего эксплуататора, что, буде они пущены в ход, салют котёнку.
*
Причём я отнюдь не симпатизирую эксплуатируемым (эпизоды 2 и 3). Чаще мне жаль эксплуататоров (эпизод 1). Но и к ним у меня, по большому счёту, никаких симпатий не наблюдается.
*
Просто меня стал утомлять этот псевдо-марксистский подход к социальным явлениям. Например это, уже набившее оскомину: «Имярек зомбирует свой глупый народ». Понимаете, так не бывает. Скажите, кто кого зомбирует в семье: родитель чадо, или чадо родителя? Я понимаю, что пример не очень корректен, но у большинства родителей ответ будет, я уверен: мы более зависим от своих детей, чем они от нас.
*
Если этого не учитывать, то тогда можно, конечно, вторить всяким благоглупостям: «Кровавый режим Саддама.. Муаммара… Бармалея…» То есть вот я сейчас возьму власть в Томской области, и устрою тут кровавый режим. Бред? Бред. А вы-то что тогда подобный же бред несёте, некоторые господа и дамы?.. И на голубом глазу, чуть не со слезьми…
*
Ещё раз: хватит говорить о власти, как о хозяине, диктующем свой произвол, - народ же лишь блеет и выполняет. Всё гораздо сложнее, и если эту неимоверно сложную диалектику взаимоотношений не учитывать, - вообще ничего понять в истории невозможно.
*
Ага, Александр Македонский взял, и утащил несколько десятков тысяч македонских мужиков в Индию, мужики шли и блеяли… Наполеон взял, и притащил в Россию сотню тысяч французов, они шли и блеяли…
*
Так (про «шли и блеяли») может рассуждать человек, который мало того, что дурак, он, вдобавок к этому, и живёт в каком-то выдуманной им самим дурацком мире. Ради интереса я бы однажды зашёл внутрь, посмотрел, как он там справляется со своим «быдлом», со своим «народом-рабом», как он из него «выдавливает по капле «совка». Ну, похохотал бы, смахнул слезу, и вернулся бы в мир реальный.

Tags: ИСТОРИЯ
Subscribe

  • (no subject)

    • Ослепительный по своей универсальности эвфемизм: «Не хочешь то – не мучай это» • Р.Л. услышал от знакомых музыкантов: «Симфонищенский оркестр» •…

  • * * *

    Во сне ты говорила Не то не так не ты Проснувшись закурила И с чувством правоты Сказала очи строжа Скажи Андрей Серёжа Ты бормотал почто Всю ночь…

  • * * *

    Прекрасная прекраска. Ужасная ужаска. Смышлёная смышлёнка. Зелёная зелёнка. (не медля ни минуты, я всё разом перепутаю:) Прекрасная зелёнка.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments