gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ГАНДИ

gandhi_owned_things

- Что вы думаете о западной цивилизации?
- Думаю, это была бы неплохая идея.


Этот блестящий ответ Махатмы Ганди на вполне идиотский вопрос должен вызвать у европейца, включая, конечно, и русского европейца, некоторое раздражение: «Вот же, учёная обезьяна со своей сатьяграхой. Где Европа – и где полудикая Индия с её вечным бардаком, нескончаемыми железнодорожными катастрофами и эпидемиями самых жутких болячек».

Право, отношение к Ганди у нас было и остаётся примерно таковым: чудак-человек, смешной джайн с метёлкой для смахивания встречающихся на пути насекомых, придумал там какую-то ахимсу, - короче говоря, в цирке его только показывать со своей прялкою. И уж ему ли учить просвещённую Европу жить-не тужить!

(Про «жить–не тужить» Ганди хорошо сказал: «Для того, чтобы добиться своего благополучия, Британии потребовались ресурсы половины планеты. Сколько же нужно таких планет, чтобы того же самого уровня благополучия достигла Индия?» Сказал он это задолго до того, как в России куча полоротых идиотов вознамерилась жить, «как на Западе».)

Даже самые ласковые к Ганди комментаторы предпочитают обходить стороною его отношение к европейской медицине, его неприятие того, что в Индии стали открываться больницы и леченые центры европейского типа. Ромен Роллан же в своё время довольно подробно на этом остановился:
*
«Есть три класса людей, против которых Ганди ополчается особенно резко. Это судьи, врачи и учителя. (…)
Что касается врачей, то Ганди соглашается, что вна¬чале их профессия его привлекала; но вскоре он убедился, что она не может считаться почтенной. Западная медицина занимает-ся единственно тем, чтобы лечить тело больных, а не уничто¬жать причины болезней, которыми по большей части являются пороки; можно даже сказать, что она поощряет последние, давая порочным людям возможность наслаждаться пороками с наи¬меньшим риском. Она содействует поэтому деморализации наро¬да; она изнеживает его посредством своих рецептов «черной магии», которые отвращают его от героической дисциплины тела и духа».


*
Тут всё же не стоит забывать, что Ганди был джайном, а в своём Credo 1921 года он пишет вполне определённо:
«1. Я верую в Веды, Упанишады, Пураны и во все то, что объединяется под именем индусских писаний, и, следовательно, я верую в Аватары и возрождения. 2. Я верую в Варнашрама Дхарма (дисциплина каст), но в точном смысле, придаваемом ей Ведами, а не в современном, популярном и грубом. 3. Я верую в покровительство корове, в смысле гораздо более широком, чем общепринятый. 4. Я не отрекаюсь от культа идолов (...)».
*
Был бы странно, что человек, для которого перевоплощение – факт веры, убивался бы по поводу эпидемии чумы или оспы. Было бы странно, если бы Ганди, дитя одной из древнейших в мире культур, вёл себя как-то, чтобы лишний раз понравиться просвещённой Европе, которая ещё тысячу лет назад представляла из себя большую помойку, за обладание которой велись бесконечные войны между какими-то вонючими босяками.
*
Тот же Роллан в своей книжке про Ганди пишет вот ещё что:

«Цивилизация, - говорит Ганди, - есть лишь пустой звук. Она, согласно одному из выражений индуизма, «черный век, век мрака». Она делает материальное благо единственной целью жизни. Она не заботится о духовных благах. Она сводит евро¬пейцев с ума, порабощает их ради денег, лишает их мира и вообще внутренней жизни; она — ад для слабых и для рабочих классов; она подрывает жизненность народов. Эта сатанинская цивилиза¬ция уничтожит сама себя. Истинный враг Индии — именно она, в гораздо большей степени, чем англичане, которые сами по себе не злы, а больны своей цивилизацией. Поэтому Ганди борется с теми из своих соотечественников, которые хотят изгнать англи¬чан, чтобы сделать Индию «цивилизованным» государством на европейский лад. Это была бы, — говорит он — «природа тигра без тигра». «Нет, великое, единственное усилие, которое теперь необходимо, — это — изгнать западную цивилизацию».
*
И с этими мыслями я совершенно солидарен. Ненавидеть, презирать Запад, - и в то же время страстно желать «жить, как они», - вот это и есть рабская психология, это и есть «подмена подмен». И отнюдь не Ганди «учёная обезьяна», а миллионы моих компатриотов, которые бьют себя пяткой в грудь, обнаруживая в себе непонятной консистенции любовь к Отечеству, и в то же самое время истекающие слюной и иными выделениями по поводу того, «как же они там жируют, сволочи».
*
Вот убили Ганди, - и остались после него две пары сандалий, молитвенная книга, дневник, очки, плевательница, нож для вскрытия конвертов, две чашки, ложка, вилка и фарфоровая статуэтка трех обезьян. Учитывая российский климат, этого, конечно, маловато, но всё же, но всё же – а нам слабо?..
Tags: Моралите
Subscribe

  • СОСТОЯНИЕ №

    Безобидный вопрос «Как ты себя чувствуешь?» часто ставит в тупик. Приходится вдруг обращаться к себе и начинать лихорадочно собирать информацию.…

  • СОСТОЯНИЕ №

    Цугцванг применительно к человеческой жизни – довольно безобидная штука. Попадаешь в него и ходишь по кругу, не предпринимая никаких там роковых…

  • СОСТОЯНИЕ №

    Я с давних пор именую себя «дворнягою». Нет, конечно, не безроден, однако не в генеалогии тут дело. Просто самоощущение таковое: я - дворняга. То…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • СОСТОЯНИЕ №

    Безобидный вопрос «Как ты себя чувствуешь?» часто ставит в тупик. Приходится вдруг обращаться к себе и начинать лихорадочно собирать информацию.…

  • СОСТОЯНИЕ №

    Цугцванг применительно к человеческой жизни – довольно безобидная штука. Попадаешь в него и ходишь по кругу, не предпринимая никаких там роковых…

  • СОСТОЯНИЕ №

    Я с давних пор именую себя «дворнягою». Нет, конечно, не безроден, однако не в генеалогии тут дело. Просто самоощущение таковое: я - дворняга. То…