
В нынешнем разговоре с Н.З. представилась вдруг такая вот конструкция:
Социум – пирамида; ну, этим я вряд ли кого удивлю. Но вся тонкость состоит в том, что люди, находящиеся в основании этой пирамиды – крестьяне, рабочие, - абсолютно материальны, «весомы, грубы, зримы». И результаты их труда тоже вполне ощутимы.
Если мы шагнём выше по социальной лестнице, мы увидим странное: люди становятся как бы менее телесны, эфемерны, и то, чем они занимаются, тоже более воздушно, неуловимо, непонятно.
Заберёмся на середину упомянутой пирамиды, - и увидим немалое число полупрозрачных индивидов, что-то шелестящих, о чём-то посвистывающих, но стороннему наблюдателю всё это непонятно, потому что действительно более напоминает голос ветра за окном в ненастный день. Эти полупрозрачники что-то делают, но результаты их труда более напоминают «новое платье короля».
На вершине пирамиды толпится куча бесплотных, еле различимых на фоне неба духов. Они носимы ветром, голоса их подобны сухому песку, сыплющемуся из ладони на землю. О них вообще мало что можно сказать, действия их столь же невнятны, как и они сами.
Вот крестьянин с мотыгой, стоящий у подножия пирамиды, поднимает голову и кричит: «Эгегей! Жара стоит, сушь несусветная! Дождя поддай!» - голос его передаётся по цепочке на вершину пирамиды, и когда достигает бесплотных духов, преломляется до неузнаваемости. Духи посылают вниз распоряжение, чтобы крестьянину выдали табаку и чарку водки. Крестьянин удивлён, но выпивает и закуривает.
Вот же дух бесплотный шелестит: «Пусть внедряет квадратно-гнездовой метод посадки картофеля!» - однако, когда эта директива достигает вполне материальных ушей крестьянина, слышит он лишь странное «Ноги держи в тепле, а голову в холоде». Крестьянин снова удивлён, однако мастерит себе шерстяные, с начёсом, портянки, выбривает себе голову и регулярно поливает её студёною водою. Дух бесплотный, наблюдая всё это с высоты своего положения, удивлён ещё более, впрочем, удивление его выражается столь странно и неуловимо, что даже духи рангом ниже ничего не в состоянии уразуметь.
Самое что удивительное, что непонимание материального «низа» и эфемерного «верха», этот вселенский «испорченный телефон», порой даёт самые удивительные и блестящие результаты. В этом каждый сам может убедиться, выглянув в окно своего дома.
P.S. А вот что самое печальное, так это то, что людей, находящихся у подножия пирамиды, год от года становится всё меньше, а третьпрозрачников, полупрозрачников, тричетвертипрозрачников всё больше и больше. Мало того, что они друг друга понять не в состоянии, они ещё и делают какие-то вещи, одним им понятные и никому, в принципе, не потребные. Беда.