gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

СУЩНОСТИ

чьорт ловит рып

В детстве меня поразил рассказ Клиффорда Саймака* «Театр теней». («Shadow show», 1950), - как-то так получается, что он по сию пору меня и преследует.
*
Сюжет рассказа пересказывать долго и скучно. Если предельно схематично, то получается вот что: на некоем астероиде работают 9 человек, они решают очень важную и морально противоречивую проблему. Развлекаются так: собираются вместе, и с помощью некоего электронного устройства проецируют свои мысли и эмоции на экран. Коли их 9 человек, то и персонажей «театра теней» столько же. Условие – полная анонимность, никто не знает, кого «играют» остальные восемь. Вот и персонажи:
• Defenseless Orphan – Беззащитная Сирота;
• Mustached Villain – Усатый Злодей;
• Proper Young Man – Приличный Молодой Человек;
• Beautiful Bitch – Красивая Стерва;
• Alien Monster – Инопланетное Чудовище;
• Sweet Young Thing – Прелестная Девушка;
• Rustic Slicker – Деревенский Щёголь;
• Out-At-Elbows Philosopher – Нищий Философ;
• Extra-Terrestrial Ally – Представитель Внеземной Дружественной Цивилизации.
*
Ну, так вот, играют они и играют, зная только, так сказать, «свою роль». В том и прелесть. И вот наступает момент истины – один из исследователей умирает. Следовательно, во время очередного представления на экране должно появиться только 8 персонажей. И все узнают, кого «играл» покойный.
*
Но в том и интрига, что число персонажей не уменьшилось. Причём покойник, как оказалось впоследствии, был самым активным участником этого представления.
*
То и забавно, что рассказ написан в 1950 году («Экран с ячейками памяти, неисчислимыми рядами трубок звуковоспроизводящего устройства, селекторами цвета, антеннами приёмников телепатем и огромным количеством других приборов был триумфом электронной техники…») . Но Саймак на то и Саймак, - в принципе, этот дядька предугадал нечто, чему ещё нет названия, но что уже присутствует в мировой информационной сети.
*
(Как смог заметить Внимательный Читатель, я из тех, кто не стесняется своей «ненаучности», находящейся на грани мистицизма и прочих нехороших излишеств. Например, я почти готов окончательно отказаться от дурацкой, никому не понятной «субъективности – объективности».)
*
Я предполагаю, что, помимо созданных человеком миллиардов ботов, населяющих сеть, в ней действительно может зародиться некое подобие «жизни», вернее, нежити, которая будет стараться наладить контакты с «материальным миром». Предположение моё базируется на трёх (пока трёх) чрезвычайно странных, необъяснимых случаях, описывать которые здесь не имеет смысла, - вернее так: если браться за описание, то придётся делать это безумно подробно, иначе ничего не понять. Но и безумно подробно описание тоже мало что даст, увы. Если же совсем попросту, то при взаимодействии с какими-то сетевыми сущностями возникало устойчивое ощущение, что я «говорю» не с людьми, - однако же и не с тупыми ботами.
*
Подумать только, какой поток эмоций и мыслей ежесекундно вливается в сеть, - почему же не предположить и мысль о том, что сей поток в состоянии породить массу эгрегоров**, способных не только взаимодействовать, но и воздействовать?.. И тест Тьюринга они каждое утро вместо зарядки проходят?.. И понятия не имеют, где они, что они, зачем они?.. Но год от года их всё больше, они становятся всё совершеннее; в конечном итоге, некий мистер Х, беседуя в чате с (как он полагает) миссис Y, беседует совсем не с нею, а с упомянутой сущностью, например, с Beautiful Bitch. Или же, тьфу-тьфу, с Alien Monster.
*
Печаль в том, что, учитывая качество эмоций и мыслей, переполняющих всемирную сеть, добра ждать от этих эгрегоров не приходится. Иначе говоря, чертовщина всё это, и даже Беззащитная Сирота в этом случае отнюдь не та, за кого себя выдаёт.
*
«Близится минута, когда персонажи спустятся со сцены в зал и смешаются со зрителями. Как же поведут себя их творцы? Обезумеют от ужаса, дико завопят, впадут в буйное помешательство?
Что он, Лодж, скажет Деревенскому Щеголю?
Что он вообще может сказать ему?
И - а это куда важней - о чем заговорит с ним сам Щеголь?
Лодж не в силах был шевельнуться, не мог вымолвить ни слова или хотя бы криком предостеречь остальных. Он сидел как каменный в ожидании того момента, когда они с подмостков спустятся в зал».


Инопланетный монстр


*Всё-таки он Сúмак, но привычка есть привычка.

** Эгре́гор (от др.-греч. ἐγρήγορος «бодрствующий») — в оккультных и новых религиозных движениях — душа вещи, ангел, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие.


Tags: Игры с реальностью
Subscribe

  • * * *

    Есть любови Есть влечения По течению По течению А попробуй вот Увлеки Вопреки реке Вопреки Не затем Что иначе не можется А затем Что иначе не…

  • * * *

    Блаженный дух горячей карамели К полу́дню ближе город пропитал. Добавь пивного солода и хмеля, Чей запах временами долетал. Босыми по расплаву…

  • 100

    В углу комнаты стоит «однорукий бандит». Игровой аппарат. Просыпаешься, осторожно снимаешь с головы эдакий электронный чепец, который считывал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments