gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ИНВЕРТОСКОПИЯ

матриошкау

В последние дни мне совсем не хотелось (да и не получалось) думать, так что, тоскуя безмерно, взял, да и нырнул я в пучины «Half-Life-2». Руководствуясь словами Маяковского «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь», три ночи кряду уничтожал барнаклов и хедкрабов. Оттого ещё более отупел, но внешне это не стало более заметно.
*
Бродя по City 17, я почему-то вспомнил George Malcolm Stratton (1865—1957) и придуманный им аж в 1896 году инвертоскоп. Напомню, что Стрэттон – американский психолог, а инвертоскоп – это очки, «переворачивающие» привычную картину мира. С этими очками было проведено множество опытов, результат которых довольно ожидаем: человек, надевающий инвертоскоп, несколько дней совершенно беспомощен, даже ложку ко рту поднести может с известным трудом. Проходит несколько дней – и дезориентация проходит, человек привыкает к новому положению вещей. Потом очки снимаются – снова дезориентация, впрочем, проходящая быстрее, нежели когда очки одеваются*.
*
Это всё к тому, что я действительно «ныряю в пучины», воспринимая происходящее на экране монитора вполне серьёзно. И ничего, что графика уже не первой свежести, - погружение моё от этого только выигрывает.
*
И вот такая мысль посетила мою голову: что, если попытаться создать некую компьютерную игру, - модель, условно говоря, «невозможного» мира, в котором действуют совершенно иные законы и последовательности, в котором совершенно иные, непредставимые нами приоритеты действий и взаимодействий?
*
Иными словами, начиная играть в эту игру, придётся надевать какой-то диковатый инвертоскоп, который не просто меняет верх и низ, а категорически изменяет и физическую картину мира, и ментальную природу человека. И, как только пытаешься конструировать подобную реальность, голова кругом идёт, - даже на том уровне сознания, на котором я пребываю, становится не по себе, столь чужеродные и странные миры начинают проецироваться откуда-то, невесть откуда…
*
Начнём с чего попроще. Мир, в котором сила гравитации действует в противоположном направлении: случайно обронённая вещь тут же с диким свистом взлетает и исчезает в небе. Люди вынуждены цепляться за землю любыми средствами, хвататься за какие-то бесчисленные скобы, ручки, перекрытия. Дома в этом мире утыкаются потолками в землю, а полов, как таковых, и нет вовсе. Стоит случайно отпустить скобу, - и ты тут же с диким свистом летишь туда же, в небо, которое в местном фольклоре и религиозных верованиях имеет совершенно иное значение, нежели у нас.
*
Или же. Мир без пространства, где пребывают некие информационные сущности, совершенно непонятным образом взаимодействующие: складывающиеся, множащиеся, мимикрирующие, гибнущие, возрождающиеся.
*
Или же. Игрок, совершая, казалось бы, вполне разумное действие, получает совершенно неожиданный результат. (Открывает дверь – внезапно чувствует себя пьяным в стельку) При попытке повторить действие получает новый, столь же неожиданный результат. (Открывает дверь – оказывается, нет, это дверь открывает игрока) И так до бесконечности.
*
Или же. Игрок, пребывая в настоящем, вынужден постоянно совершать какие-то действия, уравновешивающие его прошлое и будущее, которые меняются под воздействием неких внешних влияний. Если равновесие теряется, - игрок отбрасывается в сторону «перевесившей» стороны, например, в будущее, где вынужден стоить ту же систему равновесия.
*
Или же. Некий статичный мир с элементами неустойчивого равновесия: этот мир то и дело может обрушиться в динамическое состояние. Игрок, уж и не знаю, как и какими средствами, должен сохранить статичность.
*
И вот представить себе только: человек несколько часов (дней, недель, месяцев) подряд «играет» во что-то подобное, а после возвращается в «нашу» реальность. Каково ему будет?
*
Скажем, в «той» реальности он был энергетически самодостаточен. Понравится ли ему снова учиться дышать воздухом, поглощать пищу и сидеть на горшке? Или же в «той» реальности он был единым целым с тотальной информационной системой, иначе говоря, «знал всё и сразу». Придётся ли ему по вкусу вернуться в тот мир, где узнать что-то – это, в любом случае, время и усилия?.. Или же в «той» реальности нет ни жизни, ни смерти, есть лишь инобытие, не похожее ни на что, что можно только вообразить, - каково будет игроку вернуться сюда?..
*
И последний вопрос. То, что когда-то такие игры появятся, это вопрос времени. Но вот возможно ли тому случиться, что эти игры перерастут игровой статус и станут самостоятельными мирами, которые и поглотят человечество в том самом виде, в котором оно пребывает ныне?



*Я вот не знаю, смеяться, или плакать?

Низшие животные не способны к столь быстрой адаптации. В 1956 году Е. X. Хесс вывел цыплят в темноте и надел на них призматические очки, которые смещали объекты в зрительном поле на 7 градусов вправо (или влево). Цыплята так и не смогли приспособиться к этим зрительным смещениям: они непрерывно клевали место, находящееся в 7 градусах вправо (или влево) от зерна.(Hess E. H. 1956. Space Perception in the Chick. «Sci. Amer.», 1956, 71—80)

Tags: Игры с реальностью
Subscribe

  • ХОЧЕТСЯ НАПИСАТЬ БОЛЬШОЙ РОМАН…

    ПОПЫТКА ВТОРАЯ 1. Сорокадевятилетний киник-теоретик Гвардей Цытыла вышел из дверей подъезда своего дома и задумчиво взглянул в небо. Облако,…

  • НАЧАЛО РОМАНА

    «Председатель колхоза «Малая заря коммунизма» Прохор Удальцов, которого по старинке кое-кто называл ещё «Тимофей Куцевол», изнывал от скуки.…

  • НАЧАЛО РОМАНА

    «Тимофей Куцевол, 47-летний председатель передового колхоза «Против толстовщины и гандизма», бойко скакал на пого-стике по главной улице…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments