
В последние дни мне совсем не хотелось (да и не получалось) думать, так что, тоскуя безмерно, взял, да и нырнул я в пучины «Half-Life-2». Руководствуясь словами Маяковского «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь», три ночи кряду уничтожал барнаклов и хедкрабов. Оттого ещё более отупел, но внешне это не стало более заметно.
*
Бродя по City 17, я почему-то вспомнил George Malcolm Stratton (1865—1957) и придуманный им аж в 1896 году инвертоскоп. Напомню, что Стрэттон – американский психолог, а инвертоскоп – это очки, «переворачивающие» привычную картину мира. С этими очками было проведено множество опытов, результат которых довольно ожидаем: человек, надевающий инвертоскоп, несколько дней совершенно беспомощен, даже ложку ко рту поднести может с известным трудом. Проходит несколько дней – и дезориентация проходит, человек привыкает к новому положению вещей. Потом очки снимаются – снова дезориентация, впрочем, проходящая быстрее, нежели когда очки одеваются*.
*
Это всё к тому, что я действительно «ныряю в пучины», воспринимая происходящее на экране монитора вполне серьёзно. И ничего, что графика уже не первой свежести, - погружение моё от этого только выигрывает.
*
И вот такая мысль посетила мою голову: что, если попытаться создать некую компьютерную игру, - модель, условно говоря, «невозможного» мира, в котором действуют совершенно иные законы и последовательности, в котором совершенно иные, непредставимые нами приоритеты действий и взаимодействий?
*
Иными словами, начиная играть в эту игру, придётся надевать какой-то диковатый инвертоскоп, который не просто меняет верх и низ, а категорически изменяет и физическую картину мира, и ментальную природу человека. И, как только пытаешься конструировать подобную реальность, голова кругом идёт, - даже на том уровне сознания, на котором я пребываю, становится не по себе, столь чужеродные и странные миры начинают проецироваться откуда-то, невесть откуда…
*
Начнём с чего попроще. Мир, в котором сила гравитации действует в противоположном направлении: случайно обронённая вещь тут же с диким свистом взлетает и исчезает в небе. Люди вынуждены цепляться за землю любыми средствами, хвататься за какие-то бесчисленные скобы, ручки, перекрытия. Дома в этом мире утыкаются потолками в землю, а полов, как таковых, и нет вовсе. Стоит случайно отпустить скобу, - и ты тут же с диким свистом летишь туда же, в небо, которое в местном фольклоре и религиозных верованиях имеет совершенно иное значение, нежели у нас.
*
Или же. Мир без пространства, где пребывают некие информационные сущности, совершенно непонятным образом взаимодействующие: складывающиеся, множащиеся, мимикрирующие, гибнущие, возрождающиеся.
*
Или же. Игрок, совершая, казалось бы, вполне разумное действие, получает совершенно неожиданный результат. (Открывает дверь – внезапно чувствует себя пьяным в стельку) При попытке повторить действие получает новый, столь же неожиданный результат. (Открывает дверь – оказывается, нет, это дверь открывает игрока) И так до бесконечности.
*
Или же. Игрок, пребывая в настоящем, вынужден постоянно совершать какие-то действия, уравновешивающие его прошлое и будущее, которые меняются под воздействием неких внешних влияний. Если равновесие теряется, - игрок отбрасывается в сторону «перевесившей» стороны, например, в будущее, где вынужден стоить ту же систему равновесия.
*
Или же. Некий статичный мир с элементами неустойчивого равновесия: этот мир то и дело может обрушиться в динамическое состояние. Игрок, уж и не знаю, как и какими средствами, должен сохранить статичность.
*
И вот представить себе только: человек несколько часов (дней, недель, месяцев) подряд «играет» во что-то подобное, а после возвращается в «нашу» реальность. Каково ему будет?
*
Скажем, в «той» реальности он был энергетически самодостаточен. Понравится ли ему снова учиться дышать воздухом, поглощать пищу и сидеть на горшке? Или же в «той» реальности он был единым целым с тотальной информационной системой, иначе говоря, «знал всё и сразу». Придётся ли ему по вкусу вернуться в тот мир, где узнать что-то – это, в любом случае, время и усилия?.. Или же в «той» реальности нет ни жизни, ни смерти, есть лишь инобытие, не похожее ни на что, что можно только вообразить, - каково будет игроку вернуться сюда?..
*
И последний вопрос. То, что когда-то такие игры появятся, это вопрос времени. Но вот возможно ли тому случиться, что эти игры перерастут игровой статус и станут самостоятельными мирами, которые и поглотят человечество в том самом виде, в котором оно пребывает ныне?
*Я вот не знаю, смеяться, или плакать?
Низшие животные не способны к столь быстрой адаптации. В 1956 году Е. X. Хесс вывел цыплят в темноте и надел на них призматические очки, которые смещали объекты в зрительном поле на 7 градусов вправо (или влево). Цыплята так и не смогли приспособиться к этим зрительным смещениям: они непрерывно клевали место, находящееся в 7 градусах вправо (или влево) от зерна.(Hess E. H. 1956. Space Perception in the Chick. «Sci. Amer.», 1956, 71—80)