Как всегда, правым ухом смотрю телевизор. Обратила на себя внимание фраза: «А вы, собственно, в каких отношениях с Имярек?»
*
Правду говорить легко и приятно. «Это моя жена». «Это мой муж». «Это моя любовница». «Это мой любовник». «Это моя бывшая жена». «Это мой бывший муж». «Это моя бывшая любовница». «Это мой бывший любовник». Спешу обратить внимание, что все приведённые фразы обладают общим качеством, - основательностью, уверенностью, что ли… Даже если брак фиктивный, или же супруги продолжают жить после развода, что не редкость.
*
А вот как прикажете характеризовать более сложные отношения между людьми, в которых вроде бы отсутствует упомянутая основательность, на самом же деле порой они настолько более основательны, что супруги, прожившие вместе стопицот лет, стоят в углу и тихо хнычут от обиды?
*
Ну, вот. Есть у меня одна подруга детства, которая не раз говаривала мне: «Я буду твоей седьмой женой». Можно ли это назвать родственными или какими-то иными отношениями, если учесть, что и она, так сказать, неоднократно вступала в брак?
*
Или же вопрошают человека: «А кто она вам?» Он же, насупив брови, отвечает обстоятельно: «Это женщина, которую я люблю девять лет. В силу ряда обстоятельств мы не можем быть вместе. Перспективы столь противоречивы и туманны, что пам-пам-пам, но пока весьма сложно вообразить, что мои чувства к ней изменятся».
*
Вот где основательность, вот где веют ветры вечности! А вы про каких-то жён да мужей. Но вот оного человека выводят на лобное место и вопрошают: «Это кто?» - «Это? Жена» - «А это?» - «А это - любовница» - «А это?» - «Мммм… Это… любимая?..» Народ волнуется, слышны крики: «Что он несёт, так не говорят, пущай определится, собака!»
*
А как ему определиться? «Просто знакомая?» - «ХОРОШАЯ знакомая?» - «Хехехе, подруга дней моих суровых?» Бред. Но, согласись, Любезный Читатель, что для нашего героя эта женщина намного важнее, чем, скажем, железобетонные «шурин-свояченица». А СЛОВА НЕТ.
*
Или вот. Другого возьмём. Жил он в своё время с тётенькою, потом сильно обидел её. Разбежались. И терзаем наш другой чувством вины перед нею. И вот вопрошают его: «А вы с тётенькою в каких отношениях?» - ну, что бедняге ответить?.. «Это моя какая-то там бывшая?» - так язык не повернётся, потому что паскудство. Проще сказать: «Когда-то я её очень обидел», - но люди не поймут.
*
Или же; Бог с ними, с женщинами. Поругались два друга, и уже вряд ли когда помирятся. Так складывается. «Это кто?» - «Это мой бывший друг?» - Ну, так глупости. Бывших друзей не бывает. Так что, заново заводить шарманку? - «Когда-то я был с ним дружен, но после пам-пам-пам, потому сейчас, когда вспоминаю о нём, какая-то смута и недовольство собою ли, им ли, устройством мира в целом». Охохох.
*
Надеюсь, Просвещённый Читатель уловил одну летучую особенность? – слов не находится всему тому, что, говоря условно, НАХОДИТСЯ В ПРОЦЕССЕ, НЕЗАВЕРШЕНО, и вряд ли когда.
*
Вот есть уверенное и грубоватое слово «жизнь». Оно, хоть и в процессе, по большому счёту, завершено (я понимаю, что это кому-то может показаться не совсем понятным, однако ничего поделать не могу). Кстати, в отличие от уверенного и грубоватого слова «смерть», которое вроде бы не в процессе, но намного более конкретнее любой самой разудалой жизни.
*
В Томске в своё время побывал наследник русского престола Николай Александрович. 5 июля 1891 года он приветствовал томичей из специального окошка в губернаторском доме. В толпе горожан, должно быть, сновал туда-сюда и 13-летний Янкель Хаимович Юровский. Показали бы Николаю на него и спросили: «А кем он вам приходится, а в каких вы отношениях?»
*
Высморкался бы цесаревич в кружевной платок, и ответил бы: «Понимаете, этот мальчик вырастет, уедет на заработки в США, после, в отличие от некоторых своих братьев, вернётся в Россию только для того, чтобы в 1918 году в Екатеринбурге лично застрелить меня из своего маузера».
*
А ЕДИНОГО СЛОВА У БЕДНОГО ЦЕСАРЕВИЧА СНОВА БЫ НЕ НАШЛОСЬ…