gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

КАК СТАТЬ ГЛЫБИНОЙ И ЧЕЛОВЕЧИЩЕМ

gefter03

Был такой историк, да, на грех ещё, и диссидент, Михаил Гефтер (1918-1995). Его идеи о том, что Ленин хотел установить в Расее капитализм некапиталистическими методами меня, мягко говоря, не впечатляют. Впрочем, дело обычное: у каждого учёного-гуманитария во второй половине жизни есть одна-две «оригинальные» идеи, которыми он в состоянии задолбать весь белый свет. «Он так видит».
*
Ну, так я не о том. Попались тут на глаза его видеобеседы 1993 года с какой-то Элен Шатлен и каким-то Иосифом Пастернаком. И один довольно продолжительный пассаж меня тронул. Я даже попытался его записать на слух. Получилось у меня вот что:

«Когда мы говорим об истории, мы, мне кажется, не должны поддаваться такой иллюзии, - что история содействует развитию личности. Это не так. История, наоборот, препятствует человеку достичь личности, она его выстраивает в колонну, она требует от него подчинения своим правилам, она стягивает его под определённые знамёна, вгоняет его в определённые станы.

Но человек не сводится к истории. Существует оппонирующая ему(?) культура, существует человеческая повседневность, которую не втеснишь ни в какую историю, с какой бы большой буквы вы её не писали. И вот это сопротивление культуры, бытия, человеческой повседневности, эти их схватки (с историей?) позволяют человеку в определённый момент достичь уровня личности – чтобы, побывши на этом уровне некоторое время, потерять это, и возобновиться заново. Вечных личностей не существует, это миф. Индивидуальностей человеческих – в гигантском разнообразии. Но личности, которая остаётся собой, и при этом открыта миру, и при этом контактна со всеми людьми, как бы они не были разнообразны, - это не только немногочисленное… Это какие-то поворотные, критические, кристаллические моменты человеческого развития, которые каждый раз убеждают, что у истории будет свой конец. Возможно, что мы стоим на пороге того, что придётся выбирать между личностью и историей. Дай Бог, чтобы в пользу личности».

*
Что же меня тронуло (зацепило) в этом довольно сумбурном и не всегда внятном монологе? А именно то простое утверждение, что «вечных личностей не существует».
*
Я в детстве занимался пулевой стрельбой, - спорт, вообще говоря, созданный для флегматиков, но все эти долгие и нудные уроки дыхания я помню прекрасно: прицелился, подыши, чтобы чёрное пятнышко мишени мягко походило вверх-вниз, вверх-вниз, а потом, когда успокоился, когда организм насыщен кислородом, столь же мягко задержи дыхание и нажимай на спусковой крючок.
*
Вот покуда кто-то целится в нас и ровно дышит, мы – не личности, а так, чёрные пятнышки. И только когда пуля мелкашки поражает нас в самую десятку, на тот самый короткий момент, - да, отливай нас в бронзе, пиши с нас ироико-эпические полотна.
*
(Другой вопрос, - почему в какую-то мишень целятся и стреляют, а рядом висит, казалось бы, родная сестра первой, - ну, хоть бы кто пальнул?.. Но этот вопрос меня сейчас вовсе не занимает.)
*
Главное, - именно то, что человек, за которым мы признаём свойства величия, самоотверженности, героизма, гениальности, прозорливости, etc. - до какого-то, порой весьма запоздалого момента не то, что не подозревал за собой подобных свойств, он их сам старательно обходил стороной, полагая несоразмерными своей персоне. Что самое удивительное, в своей скромности он был абсолютно прав.
*
Только не подумайте, что я взялся ниспровергать великих мира сего. Никто у них ничего не отнимет, - но то, что они оказались в нужном месте в нужное время и вдруг, порой неожиданно для себя, сказали должные слова и совершили должный поступок, - вот эта идея меня увлекает и интригует немало.
*
По крайней мере, довольно много свидетельств тому, что, когда большевики пришли к власти и сформировали первое правительство, они довольно долго пребывали в странном состоянии сознания полусна-полуяви; там и представляется, как В.И. Ульянов-Ленин, запершись в туалете, стоит перед зеркалом и полувопросительно произносит: «Я – председатель СНК… я – председатель СНК?.. да, я – председатель СНК…»
Tags: ИСТОРИЯ
Subscribe

  • 100

    Как попугаи: «То-то уходит в прошлое, уступая место новому». Ну, например, христианство находится в кризисе, следовательно, должно уступить…

  • СОСТОЯНИЕ №

    Ни один человек, исповедующийся доверенному лицу в своих несчастьях, не желает услышать в ответ нечто вроде: «Что твои; а вот у меня обстоятельства…

  • * * *

    В Университетской роще Стоит один истукан Порою когда мне грустно Бутылку беру и стакан Иду в ночи к истукану И сладкою водкой пою При этом ему…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments