gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

КАЛОС КАЙ АГАТОС

Люблю, знаете ли, древних греков! Нынешних вот как-то так себе, а вот древних, - очень уважаю. С младых ногтей выучил чудесное слово «кака» («κακὸς»), что означает «плохой». Став чуть постарше, выучил ещё два слова: «καλὸς καὶ ἀγαθός» — «красивый и добрый». Интересно заметить, что в моём древнегреческом слова позитивного характера явно преобладают над словами, несущими негативный подтекст. Как мне кажется, это неплохо характеризует и меня самого.
Калокагатия – это идеал древнегреческой эстетики, гармоничное сочетание в человеке внешнего («красивый») и внутреннего мира («добрый», «хороший»). Вот у немцев во главе угла - ихний Ordnung, сиречь порядок, да ихнее Fleiß, прилежание. А у моих любимых гревних дреков – калос кай агатос. Да, бардака они за всю свою историю много учинили, но всё же не столько, сколь немчура хотя бы в прошлом веке…
*
Взять хотя бы приснопамятную древнегреческую мифологию. Меня с детства ужасно привлекал это чудо политеизма: матушка родная, на каждый случай жизни у них по какому-нибудь, хоть малюсенькому, божку было… В каждом дереве, скажем, сидела дриада. Подойдёт дровосек к дереву, рубанёт, прислушается: ага, тихий стон, - знать, дриада скончалась…
Это, конечно, форменный бардак, когда столько богов, да с такими уж запутанными правами и обязанностями… Как они сами разбирались, кто за что?... Вот Гелиос – бог Солнца?.. Так точно. А Аполлон тогда что, - мальчик с улицы?..
Мало того, у них даже одно и то же божество имело разные сущности. Скажем, Афродита Пандемос – это богиня плотской любви, эдакая простушка-нимфоманка (недаром «Пандемос» - буквально «всенародная», более точно – «пошлая»). А вот Афродита Урания – это уже серьёзная дама, отвечающая за любовь возвышенную, в том числе, кстати, и за гомосексуальную (по мнению Платона).
А в свите её, Бог ты мой, народу-то, народу!.. И, опять же, каждый имеет своё более-менее определённое задание. Ну, Эрот со своим луком, это понятно. Но был ещё Гимэрот, специалист по плотскому вожделению; Анаэрот, – тот имел очень узкую специализацию – ответную любовь. Ещё более конкретные обязанности выполняла богинька Пейто, её конёк – это любовные уговоры. Пофу следовало принести жертвы по поводу страстного желания (вот, опять, а Гимэрот тогда при каких делах?.. или я чего-то не понимаю, и плотское вожделение чем-то отличается от страстного желания?..) Далее идут ребята, знающие толк в последствиях работы всех предыдущих: Гименей – брак, и Илифия – роды…
Да, бардак, но почему-то очень милый и привлекательный… И мне очень близки люди, вроде англичанина Роберта Грейвза, которые всю жизнь ухлопали, дабы во всех этих хитросплетениях разобраться, и опубликовать книжки, которые ещё более запутывают любого неискушённого читателя…
*
Причём я очень далёк от идеализации этой самой Древней Греции. Идеализации, которой очень многие не самые дурные головы грешат напропалую…Откроешь книжицу, читаешь описание Праксителевой Афродиты Книдской: «Она стоит, опираясь на одну ногу, и тело её выгнуто от этого плавно и музыкально. Как будто медленная волна прошла по её талии, по её бедру и по её ноге, прошла и оставила… blah-blah-blah…»
*
Да и для меня во младые годы было весьма неприятным сюрпризом узнать, что все эти афродиты и аполлоны стояли на улицах греческих городов, как есть, одетые в дорогие местные тряпки… Лица их были кукольно-карикатурно раскрашены: вот тебе глазки, вот тебе губки… Это повалявшись во всяких там Помпеях-Геркуланумах и иных прочих живописных развалинах, они стали нагими и ясноликими… Дальше – больше: подножия скульптур были устланы жертвенными плодами и всякими прочими кушаниями, которые безбожно гнили, воняли и тем самым привлекали к себе отнюдь не бабочек-махаонов…
*
Восхищения чистоплотностью греков тоже излишни… Ну, «умащали» они свои телеса оливковым маслом… Да попробовать только натереться этим самым маслом, а потом почти голышом целый день по солнышку скакать! Что будет? А то и будет, что в числе гигиенических аксессуаров каждого уважающего себя эллина был и скребок для того, чтобы ближе к вечеру соскоблить с себя всю эту дрянь и пот, смешанные со скорбными остатками масла…
*
Я о том, что люблю Древнюю Грецию. И о том, что любовь – это не только прощение грехов и недостатков, но и их абсолютное принятие, спокойное удовлетворение тем, что всё именно так.
*
Кстати, любовь славянина к Элладе имеет свой вполне конкретный смысл и содержание. Если центр и запад Европы – дети надменно-извращённого Рима, то тем же славянам, хоть и через семь колен (Эллада – эпоха эллинизма – Византийская империя – Киев – Москва…) ближе именно эти грязнули с их кукольными афродитами и ордами иных прочих богов и божков…
*
«На следующий год – в Константинополе…» Ваше здоровье!..

ГЦ
Subscribe

  • * * *

    Я соберусь тихо, я попрощаюсь рано, Долго борясь с рукавами драпового пальто. Спросишь моё имя, долго думать не стану: Οὖτις или Nemo, проще…

  • * * *

    Плеск в ведре означает что рыба покуда жива Если ухо к ведру поднести то можно услышать слова О прекрасный рыбак от меня ничего не таи Отпусти ты…

  • * * *

    Не сомневайся во мне: когда-то предам. Впрочем, это вопрос терминологии. В чём-то смышлёные не по годам, В чём-то и вовсе убогие, Сами решаем, кто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments