gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

МАРГИНАЛИИ О ПЕРСОНЕ

99567887687876976776

В предисловии Г.Н. Ивашевской к книге Жиля Липовецки «Эра пустоты» читаю:

«Слово personne, от которого образовано понятие «персонализация», во французском языке имеет несколько значений. Первое соответствует русскому «персона» - человек, лицо, особа и все связанные с этим смыслы. Во втором значении personne – никто, что-либо и т.п. Таким образом, персонализация» - это не только индивидуализация, или преломление разного рода ценностей через мировосприятие отдельной личности, но и опустошение, превращение в ничто, исчезновение».

Хорош французский язык, уважаю; слово-самоотрицание, - это, согласитесь, довольно редкий лингвистический феномен.

Но уж я покуражусь, займусь любимыми своими изысканиями, - поверьте, слово стоит того. Начнём, пожалуй, с латинско-русского словаря…

persona, ae f
1) маска, личина (преим. театральная) (tragica Ph; comica Q): risus sub persona PS затаённый смех; personam vitae deponere Ap снять маску жизни, т. е.умереть;
2) театральная роль, характер;
3) житейская роль, положение, функции (accusatoris, philosophi C): alicujus personam ferre L (tenere, sustinere, gerere, tueri C) представлять кого-л., исполнять чью-л. обязанность;
4) личность, лицо (de alicujus persona aliquid dicere C): alicujus (in, ex) persona или per personam alicujus C, VP etc. в чьём-л. лице или в качестве кого-л.

Замечаем то, что и хотелось заметить,- связь со звуком (sonor, oris m [sono] - звон, звук, голос; шум).

А, вот оно:
per–sonus, a, um
1) звучащий, играющий;
2) оглашаемый .

По хитрой ссылке идём к Авлу Геллию и его «Аттическим ночам», книга V, гл. VII:

«(1) Изящно, клянусь Геркулесом, и со знанием дела Гавий Басс {54} в книге под названием "О происхождении слов" определил, откуда происходит название persona (маска); ведь он заключил, что это слово произошло от personare (громко звучать).

(2) "Ибо [то, что] голова, - говорит он, - и лицо, со всех сторон прикрытые маской, лишь в одном месте открыты для испускания голоса, - поскольку у одного только выхода издается звук не неразборчивый и рассеянный, но собранный и сосредоточенный, - делает звучание более ясным и отчетливым. Итак, поскольку этот покров лица действует [так], что голос становится отчетливым и звучным, по этой причине и говорится persona, причем звук "о" более долгий вследствие характера слова».


Ну, сия этимология спорна, и вообще, полагают, что латинское persona суть этрусского происхождения, а в этрусском сам чорт ногу сломит. Кстати говоря, придя через польский в русский язык, persona трансформировалась в «парсуну» - светский портрет, в отличие от, скажем, иконы. Вспоминается также и «Чучело Петра I» работы Растрелли, - ну, разумеется, это знаменитая «Восковая персона»

Итак, что мы имеем в итоге? Персона – маска, персона – роль, функция, персона – болван восковой, и только на самом последнем месте – лицо, личность.

Вам не кажется, что всё это недвусмысленно перекликается с французским personne – которое и «человек», и «ничто» одновременно?..

Книга француза из Гренобля Жиля Липовецки полностью именуется, как «Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме». Как понял Достойный Читатель, я покуда осилил только предисловие, но суть книжки, в принципе, уже довольно ясна. Причём не в книжке дело, а в тех мыслях, которые последние недели две в голове прыгают…

Прыгают, в частности, и довольно очевидные идеи Мартина Бубера из его «Я и Ты». Ощущение «Я» возникает только в отношении к чему-либо, - это «что-либо» либо природа, либо люди, либо надмирная, духовная сущность (сущности ли). Если идёт диалог – отношение, эманацией его и является осознание уникального «Я». Если диалог прекращается – происходит коллапс, аннигиляция, big boom, - как угодно называйте это, но «Я» мгновенно исчезает, как и не было его вовсе.

Возвращаясь к французскому personne, можно сказать так: покуда personne ведёт этот протяжённый диалог с облаками, с деревьями, с реками, с землёй, со своими родителями, со своими детьми, с миром людей в целом, покуда personne взаимодействует с Богом, покуда personne страдает и ликует в этих отношениях, описываемых как «Я-Оно» и «Я-Ты», до той поры personne – личность, лицо, человек.

Если же personne вдруг начинает полагать, что его тяготят эти диалоги, что его «Я» самодостаточно, самодовлеюще, что, в принципе, его «Я» может существовать вне всяких отношений, - тут-то personne и превращается в ничто, в симулякра, скажу даже – в демона сумрачного мира, где нет смерти, - но и жизни тоже нет.
Tags: ИЗЫСКАНИЯ
Subscribe

  • ТРИ ТОВАРИЩА

    В одном из музеев Томска невольно обращает на себя внимание вот этот артефакт, который не имеет официального названия, но чаще именуется «Три…

  • ХРОНИКА СОБЫТИЙ

    Всё началось с неизвестно откуда взявшейся курицы. Выйдя на сравнительно неоживлённую проезжую часть улицы Усова при пересечении с улицей Артёма,…

  • ЕЩЁ ОДНА НАСТОЯЩАЯ ТОМСКАЯ ЛЕГЕНДА

    Когда 1 декабря 1934 года в коридоре Смольного Леонид Николаев уже направил ствол револьвера в затылок Сергея Мироновича Кирова, тот, трезво…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments