gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

О ПРОФАННОМ

Genon_2

Определимся с термином. Профанное, профаническое (лат. profanum - лишенный святости, нечестивый (от греч. pro – как «перед», так и «за», иначе говоря, «в стороне», «не там»; и лат. fanum - святилище, храм) ) — мировоззренческая категория, выражающая онтологически и аксиологически низкое положение объекта, не обладающего качеством святости. В обыденном смысле профан – человек, не сведущий в той или иной области знаний.

Определились. Теперь протяжённая цитата из труда французского философа-традиционалиста Рене Генона (1886, Блуа - 1951, Каир) «Кризис современного мира»:

«Знание освящает действие, не разделяя его необходимые издержки. Духовное управляет временным, не смешиваясь с ним. Таким образом, все остается на своем месте, на своем собственном уровне в пределах универсальной иерархии. Но где в современном мире мы сегодня можем еще встретить идею иерархии? Никто и ничто сегодня не находится на своем надлежащем месте. Люди не признают более никакого подлинно духовного авторитета на собственно духовном уровне и никакой законной власти на уровне временном и «светском». Профаническое считает себя вправе оценивать Сакральное, вплоть до того, что позволяет оспаривать его качество или даже отрицать его вовсе. Низшее судит о высшем, невежество оценивает мудрость, заблуждение господствует над истиной, человеческое вытесняет божественное, земля ставит себя выше неба, индивидуальное устанавливает меру вещей и претендует на диктовку Вселенной ее законов, целиком и полностью выведенных из относительного и преходящего рассудка. "Горе вам, слепые поводыри!" — гласит Евангелие. И в самом деле, сегодня повсюду мы видим лишь слепых поводырей, ведущих за собой слепое стадо. И совершенно очевидно, что, если эта процессия не будет вовремя остановлена, и те и другие с неизбежностью свалятся в пропасть, где они все вместе безвозвратно погибнут». (Рене Генон «Кризис современного мира» (René Guénon, «La crise du monde moderne», 1927))

По-разному можно относиться к Генону (в 1912 году он принял ислам и стал именоваться Абд-аль-Вахид Яхья), к его идеям, в частности, генеральной концепции примордиальной традиции. Но то, что приведённые слова, опубликованные в 1927 году, сейчас, в 2014-м, звучат ещё более остро и безнадежно, - в этом для меня нет никаких сомнений.

Я никогда не испытывал никакого восторга, когда в очередной раз слышал, в сущности, совершенно безумную фразу: «Сколько людей - столько мнений!» В этом нет ничего позитивного и конструктивного, в этом - лишь нелепая гордыня толпы и скрытое издевательство тех, кто этой толпой руководит кнутом ли, пряником…

Представить себе армию, лишённую иерархии, невозможно, - она лишится, собственно, основного своего качества – боеспособности. Представить себе систему образования, лишённую иерархии, невозможно – она лишится главной своей идеи – преемственности. Но почему, в таком случае, мы, как чёрт ладана, боимся иерархичности общества в целом? Если иерархия суть система, побуждающая общество к движению, - и если большинство членов современного нам общества полагают, что только лишь самоорганизация и некий невнятный общественный договор могут руководить ими, не значит ли, что общество действительно обречено?..

Задам Достойному Читателю несколько вопросов, которые могут показаться Тому наивными, но всё же:

1. Существуют ли в вашем сознании устоявшиеся и непоколебимые авторитеты в мире современной политики, культуры, науки, образования? В мире прошлого? Те личности, слово которых определяет Ваше каждодневное мировоззрение, образ мыслей и поступков?
2. Существует ли в Вашем сознании хотя бы относительно стройная картина мира? - причём я не говорю о противоречивости её, это-то нормально, - в первую очередь я говорю о фрагментированности, неполноте.
3. Насколько, положа руку на сердце, Вы можете быть уверены в своих собственных мнениях, суждениях, категориях? И можете ли Вы, опять же, положа руку на сердце, признаться самим себе, что окружающий мир и явления его для Вас непостижимы и необъяснимы, а сами Вы не более, чем enfant perdu*?

Безусловно, я не жду никаких ответов на эти вопросы, я и сам-то с большим трудом смогу ответить на них. Причина понятна – я являюсь «продуктом» эпохи профанации, я плаваю в водах той же реки, что и миллионы моих товарищей по несчастью. «Среда довлеет». Те или иные дефиниции, абсолютно ложные, так въелись в плоть и кровь, что вытравить их можно, только лишь уничтожив меня самого… Ну, конечно, можно попытаться провести некий сеанс радикальной «химиотерапии», - однако страх остановит меня от согласия на неё.

На минуту вернусь к Генону. Как я уже упомянул, он являлся адептом некоей «примордиальной» (изначальной, предвечной) традиции, которая, по его словам, имеет нечеловеческий характер, но, тем не менее, именно она и есть первоначало и постоянный движитель всего сущего. Те категории, на которые ныне молится весь «цивилизованный мир» - гуманизм, индивидуализм, демократия, светская культура – по мнению Генона, имеют анти-традиционную направленность, а значит, являются антагонистами самого принципа бытия.

Но вот кто сейчас в состоянии в здравом уме выйти на площадь, и сказать во весь голос: люди, одумайтесь, вернитесь к традиции, суть которой в анти-гуманизме, коллективизме, теократии, монархии и традиционных культурных началах? – Всем он покажется воплощением такого мракобесия, что в лучшем случае будет осмеян, в худшем, - линчуют без всякого сожаления (подтверждая тем самым принцип гуманизма).

То, что на нас всех ныне идёт с Востока (тот же Халифат), - пугает нас до судорог, именно потому, что, кроме оружия и уничтожения этим оружием сих безумцев, - НАМ НЕЧЕГО ИМ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ. У большинства представителей т.н. «Западной цивилизации» (к которой и мы тоже сбоку припёка) нет ни убеждений, ни чести, ни хоть какой-то резистентности внешнему влиянию, - тем более, если это влияние столь воинственно и антигуманно. И, как это ни печально, традиция в конце концов победит наш развращённый профанный мир. Нет, нет, не сегодня, не завтра. ПОСЛЕЗАВТРА.

Только если мы поймём, что у нас ещё есть СЕГОДНЯ и ЗАВТРА, и за это время мы в состоянии что-то радикально изменить и в общественном, и в личном сознании, преодолеть те пороки, которые мы почитаем за добродетели, - только в этом случае возможно спасение. Я говорю именно про Россию и сопредельный нам мир – мы ещё не так далеко отошли от традиции в сторону торжества профанного.





*Enfant perdu - в буквальном переводе с фр. «потерянное дитя», однако в 19 веке оно часто означало и «смертник» - так называли солдат, которые выполняли приказы, обрекающие их на гибель, или назначались часовыми на удалённые посты. Всё же в данном случае образ «потерянного ребёнка» мне ближе.
Tags: ИСТОРИЯ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • * * *

    Вот на улице холод, а дома тепло. Отделяет одно от другого стекло. Вот открою окно, ну и что, что зима, И на улице вмиг потеплеет весьма, За…

  • 100

    Виртуальный горный туризм. Сидишь дома, жрёшь пельмени, и совершаешь восхождение на K2. Полный букет опций – тут тебе и ожог хрусталиков, и…

  • * * *

    Бродит бедняга и шепчет пропаще: «Много хороших, нет настоящих. Правильных много, много хороших. Эти меня пронимают до дрожи, С этими точно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments