gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

СЖИМАЮЩЕЕСЯ КОЛЬЦО ГОРИЗОНТА

копия

Жил да был такой немецкий историк Райнхард Козеллек (Reinhart Koselleck, 1923 – 2006). Известен он в первую очередь своей книгой «Прошедшее будущее: К семантике исторического времени» (1979). Я попытался почитать сей труд, но чуть не утонул в болоте классической немецкой зауми, от которой редкий русский мозг не начинает разжижаться. Однако, несмотря на стиль изложения (впрочем, возможно, это проблема перевода), сами идеи Козеллека меня весьма заинтриговали.
*
Ну, по крайней мере, два основополагающих термина - это «пространство опыта» и «горизонт ожиданий».
*
С первым вообще несложно. «Пространство (поле) опыта» - прошлое, присутствующее в настоящем. То есть те или иные события прошлого, которые, в силу тех или иных обстоятельств, остаются актуальны для субъекта истории.
*
Со вторым чуть позабористее. «Горизонт ожиданий» - это присутствие будущего в сознании людей прошлого. «Этот горизонт никогда полностью не открывается, и исторические субъекты ждут, когда он откроется, рискуя оказаться разочарованными. Он состоит из предвосхищений, прогнозов, желаний, надежд и страхов» (Les mots de Phistorien, 2006).
*
«Люди прошлого», как частный случай, это мы сами. И для того, чтобы уяснить, что за штука такая «горизонт ожиданий», припомните себя и своё мироощущение в какой-то момент субъективного прошлого.
*
(Я, например, сей момент припомнил себя («свои предвосхищения, прогнозы, желания, надежды и страхи») в разгар подготовки к свадьбе аж в 1985 году. Смешно. )
*
Довольно интересные проекции возникают в связи со всем вышесказанным… Ну, вот, например. Малое дитя - пространство опыта ничтожно, горизонт ожиданий непредставимо огромен. Step by step, day by day - пространство опыта всё шире, горизонт ожиданий приближается и, в конце концов, погребает под собой субъекта наблюдения.
*
Или же. Воцерковлённый христианин – горизонт ожиданий описывается «Символом Веры», - он, мягко говоря, грандиозен, ослепителен. Атеист - горизонт ожиданий ограничивается безопасностью и комфортом дня грядущего и чуть погодя. Невротичность присутствует и в сознании христианина, и в сознании атеиста, но, сравнивая горизонты ожиданий того и другого, без особых раздумий отдаёшь пальмовую ветвь христианину. Ибо «риск оказаться разочарованными» лишает бытие какого-либо смысла вообще. Следуя страху разочарования, проще всего углубиться в проблемы своей плоти, - однако, извините, в конце концов и здесь субъекта поджидает полное «разочарование», если это можно так величать.
*
Один из последователей Козеллека, Франсуа Артог, пишет примерно следующее (изложение): «Современный кризис наших горизонтов ожидания и неясность нашего будущего означают, (…) что общество переживает новый кризис восприятия времени и рождение нового режима историчности, который он назвал презентизмом. Самодостаточное, мощное, всепоглощающее и вездесущее настоящее само ежедневно создает такое прошлое и будущее, какое ему нужно. (…) В своем отношении к времени мы, таким образом, перешли от футуризма к презентизму - к такому настоящему, которое само является своим собственным горизонтом…»
*
Вот от этого пассажа я пребываю в полном когнитивном восторге. Горизонт событий, который петлёй обвивает шею и только лишь ждёт чего-то, - а может, просто радуется нашей беспомощности и жалкости.

nofatecap2
Tags: Конструкции
Subscribe

  • 100

    С точки зрения разумных растений весьма странно выглядит страсть человека к их половым органам, сиречь цветам. Люди дарят их друг другу, бесконечно…

  • (no subject)

    • «Ты был бесподобен!» - равно как и «Ты был безобразен!» - то есть не имел зримого выражения • меморо́ид – «кажется, припоминаю». «Со мной случился…

  • * * *

    Как говорил четвёртый муж моей второй жены, «Все мы когда-нибудь будем поражены В нашу пяту уязвимости, ну, ахиллесову то есть. Всяк обладает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments