gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

СТРАХ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ

9

Прежде чем приняться за этот текст, я набрал в поисковике его заголовок, и не нашёл ровным счётом ничего, что отвечало бы идее моего сочинения. Встретились лишь довольно убогие тексты, условно назовём их «Страхи учителей»; в их числе какие-то там «страх появления ученика, более умного, чем учитель», «страх публичного выступления», и так далее. Может быть, для молодых учителей всё это и актуально, но я не об этом.
*
Сектовед Александр Дворкин в различных интервью то и дело приводит некую ироническую максиму, уж не знаю, кому принадлежащую: ««У каждого человека есть свой гуру. И, дай Бог, чтобы он никогда с ним не встретился».
*
Как многие максимы, и эта содержит внутреннее противоречие; Боже ты мой, как нуждаемся мы порой в человеке, который взял бы, да и разложил весь ворох наших мыслей по полкам, разрешил бы все наши сомнения, усмирил бы всех наших бесов и бесенят…
*
Но, право слово, прожив на белом свете почти пятьдесят лет, я не встретил ни одного человека, который хоть в самой малой мере утолил бы во мне перечисленные нужды. Вернее, было несколько персонажей, при общении с которыми создавалось довольно стойкое ощущение того, что да, что вот, что ура, - но всё это продолжалось лишь до той поры, покуда я находился в поле обаяния этих людей. Изыдя же из этого поля, я лишался и уверенности в том , «что да, что вот, что ура». Иначе говоря, возвращался к своему разбитому корыту.
*
То и мило, что, волею судеб, четверть века я работал учителем истории, обществознания и права (а также, эпизодически, труда и ОБЖ). Школьный учитель – всего лишь транслятор должного набора знаний, отягощённые которыми, ученики косолапо шагают в прекрасное далёко. И, казалось бы, обязанности учителя вполне описываются должностными инструкциями, а плоды стараний его - количеством всякого рода побрякушек и благодарственных бумажек, коими награждаются его старательные ученики.
*
Но, право, меня никогда не интересовала эта «светлая» сторона учительского промысла, именно, должно быть, потому, что уж слишком она навязываема и поверхностна. Когда же я посягал на что-то большее, - эдакое витийство профетическое, эдакое срывание покровов, эдакие промышления парадоксальные, - то довольно быстро срывался, потому что ясно понимал, - не по мне шкурка. Великовата.
*
Я, было, несколько раз встречался с людьми, которые отвращали от себя именно тем, что они корчили из себя именно что «гуру», - не имея для этого ровным счётом никаких оснований, помимо непомерной гордыни (раз) и знании ремесла довольно примитивного воздействия на психику пациентов (два). Окружение их, довольно пёстрое, было всё же вполне ничтожным, - ну, коли означенные «гуру» довольствовались таковым, знать, притязания их были не столь уж высоки, и гордыня их довольствовалась тем, что было. Но всё же, глядя на скромные камлания этих самых «гуру», я всё время думал: что, дорогой товарищ, даёт тебе право «вести за собою» малых сих?..
*
Вот это и есть «моя проблема» - я боюсь вести за собой кого бы то ни было. Я глубоко убеждён в том, что не могу НИКОГО НИЧЕМУ научить. Скажем, моё понимание, моё видение мирового исторического процесса - это, безусловно, религиозная историософия с весьма серьёзной мистической подоплёкой. Если же речь заходит о доступном мне религиозно-мистическом опыте, - тогда о каком «учительстве», по большому счёту, может идти речь?.. Какой опыт я могу передать, в чём могу убедить, уверить людей, которые только лишь начинают свой жизненный путь? - да мало того, живут в мире, где слово «историософия» представляется столь отвлечённым, столь НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩИМ, что мне остаётся только руки опустить.
*
Всё то же междумирие, - иногда, да и покажется, что есть, что сказать, - а вот глагола Бог не дал, да не простого глагола, а вот эдакого, трудноопределимого…
*
В риторике есть такой термин – «полётность голоса» - «способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего. Независимо от типа голоса, высоты и громкости звучания, в полетном голосе всегда присутствует некоторая металличность, слышится своеобразный «звоночек» – призвук в области четвертой октавы, если воспользоваться нотным обозначением». (с)
*
Вот я о той же полётности, только вне законов акустики, а применительно к пониманию людьми мыслей и чувств глаголящего.
*
Впрочем, означенный страх имеет и вполне эгоистические причины. Любой мастер Школы Приставного Шага неизбежно обрекает себя на скакание боком. Ему и обрыдло всё, он бы и рад как-нибудь иначе передвигаться, - но и возраст уже не тот, и ученики не поймут, и социальное реноме накроется разом медным тазом… Вот и скачет, всё скачет и скачет. И в гроб сойдёт боком, и памятник на могиле поставят соответствующий.
*
Я о том, что не оставить себе пространство для манёвра суть весьма неосмотрительно. То, что приписывают Свифту: «Вторая половина жизни умного человека обыкновенно посвящена борьбе с предрассудками и ложными взглядами первой». Ну, про «умного человека» скромно умолчим, а то, что вторая половина у меня в полном разгаре, так это без дураков. И если бы я ныне исповедовал всё те же мысли и идеи, кои были мне свойственны, скажем, лет в тридцать, - очень грустно бы это было.
*
Да и так невесело. Чем старше я становлюсь, тем чаще ловлю себя на желании относиться к себе серьёзно. А вот это уж ни в какие ворота не лезет. Да пусть кто угодно твердит: «Гвардей Цытыла – это человечина, это глыбина, это монумент самому себе!» - сам Гвардей Цытыла должен своё место знать и хотя бы пять раз на дню именовать себя не иначе, как «шут гороховый».
*
Постойте, а ведь это мысль… «Школа самоиронии Гвардея Цытылы. Платные уроки самобичевания. Кривые зеркала, как путь самосовершенствования и гармонии. Мантра «Ego homuncio», как путь к просветлению и пониманию сути вещей . Государственный сертификат за нумером таким-то. Приходите, пожалеете».
*
Vale
Tags: ЛИЧНОЕ
Subscribe

  • НИ СЛОВА ОТ СЕБЯ

    «Книги, которые нужно прочитать до 35 лет» – культовые бестселлеры. Они заставляют проснуться, засунуть свои страхи куда подальше и начать…

  • ВЗАИМОВЫГОДНЫЙ ОБМЕН

    Вот в Томске всякие заезжие часто продают шубы, и при том говорят: «Меняем старые шубы на новые». Это потому, что в Томске много старых шуб, а…

  • ПОСЕЩЕНИЕ ГВАРДЕЕМ ЦЫТЫЛОЮ ВЫСТАВКИ

    В первом зале на стульчике сидит корпулентная дама лет пятидесяти, её зовут Наоми Волковна Дуньплюнь. С десяти утра до семи вечера с перерывом на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments