
Термин вполне официальный, использовался идеологической структурой Третьего Рейха для обозначения всего, что касалось авангарда, модерна и всех бесчисленных рукавов и ручейков оных. С 1937 по 1941 годы по Германии колесила выставка, которая так и именовалась – «Entartete Kunst»; она состояла из тех или иных артефактов, которые были конфискованы из германских музеев. В числе авторов оных числились и Мондриан, и Кандинский, и Шагал, и Кокошка, и многие-многие другие (там было около 650 экспонатов).
*
На что сразу следует обратить внимание – это огромная популярность этой выставки: народ валил на неё валом, счёт шёл на миллионы. Понятное дело, что после осмотра выставки все плевались и зиговали, - но Любезный Читатель понимает, что всё это было внешним, наносным. На самом деле тот ореол Безобразного, Дегенеративного, Извращённого, который висел над выставочными залами, привлекал бессчётное количество обывателей. После, собравшись где-нибудь в пивной, арийские мужчины вполголоса обсуждали увиденное, строили брезгливые мины, но сам по себе факт, что ОНИ ЭТО ВИДЕЛИ, БЫЛИ ТОМУ СВИДЕТЕЛЯМИ, стоил для них гораздо больше, чем брезгливость и иное выражение неприятия Дегенерации.
*
Миновала война, Третий Рейх был уничтожен, а идеология его объявлена преступной. Так и обвинения кого-либо в «дегенерации» стало само по себе проявлением недобитого нацизма. В мире (помимо СССР) воцарилась жизнерадостная терпимость и благожелательно отношение ко всему на свете. (Я упрощаю, конечно. Всё было гораздо сложнее, противоречивее, в общем, «не так однозначно».)
*
И я живу, хлеб жую. Мало ли дураков на белом свете? Пускай себе чудят, лишь бы меня не трогали.
*
Но вот как-то постепенно, исподволь, копится во мне что-то эдакое, что заставляет меня всё чаще вспоминать про то, как ВСЁ ЭТО германские нацисты называли «Entartete Kunst».
*
В 2007 году некий чилийский «художник» Marco Evaristti, постоянно живущий в Дании, сделал себе липосакцию, а полученный жир использовал для изготовления фрикаделек. По этому поводу он устроил performace, накормив своих друзей-знакомых оными фрикадельками. Оставшиеся после «еды» фрикадельки закатали в банки и стали продавать по четыре тысячи талеров за банку.

*
В ноябре 2013 года уже набивший оскомину Павленский гвоздём пришкварил свою мошонку к мостовой Красной площади. Это была «метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».

*
В американской, японской (а ныне и в российской) субкультурах существуют такие взрывающие мозг феномены, как
• слэш (slash); если попросту, то некто смотрит сериал «Star Trek», становится его фанатом, по мотивам сериала он начинает писать свои сценарии, - это именуется фанфик (Fan fiction). Одна мелочь – в слэш-фанфиках главные герои вдруг ни с того, ни с сего, превращаются в гомосексуалистов, на этом, в основе своей, и вертятся сюжеты всей этой не только писанины, - снимаются и вполне «нормальные» видеофильмы. Забавно то, что основными потребителями и фанатами слэша являются женщины-домохозяйки.

• йифф-арт - изображение эротических сцен, в которых участвуют антропоморфные животные. Это прерогатива т.н. фурри (англ. furry — покрытый мехом) – сообщества, симпатизирующего этим самым антропоморфным животным. «Йифф» - это якобы имитация звуков, которую издают лисы при спаривании.

• Яой и юри – жанры манги и анимэ, в котрых описываются гомосексуальные мужские (яой) и женские (юри) гомосексуальные отношения. Безумно популярны как в Японии, так и среди определённых кругов нашей славной молодёжи.

*
Этим список не исчерпывается, - куда там, он только начат. По сути дела, современная молодёжная культура пропитана духом дегенеративности.
*
И вот, окидывая всё это нервным взглядом, я думаю: если объявленные нацистами дегенератами Кандинский и Шагал ныне – классики мирового уровня, то, может быть, наши внуки будут изучать историю искусства по мошонке Павленского, фрикаделькам Эваристти, по слэшу, йифф-арту, яой и юри?.. Ну, право, почему бы и нет?..
*
Мне скажут: А вот в древности, да вплоть до недавних времён, существовали же «цирки уродов», и народ туда валом валил… Так и есть. Только сии цирки назывались именно что «цирками уродов», - а вот российский яйцебой и чилийский фрикаделечник себя уродами не числят. Они, мать их, «художники».
*
Что же до «валили валом», - да, и на выставку нацистскую валом валили. Есть такая погань в человеческой натуре, болезненная тяга к лицезрению безобразного. Только как к ней, к этой погани, относиться, - как к сумрачному феномену нашей психики? С такой формулировкой я согласен. А вот стоит ли ВОСПИТЫВАТЬ в людях, ПООЩРЯТЬ в них эту сумрачность чувств? Нет, нет, нет.
*
И ещё раз – нет.