(*о картинке после текста)
Сидит ученик на уроке истории, слушает дяденьку учителя, который рассказывает аудитории о последнем этапе Первой Мировой войны. Дяденька вскользь упоминает о какой-то «испанке», и дальше про войну, да про войну, про Компьен, да про Компьен...
*
Вот ряд имён: Гийом Аполлинер, Эдмон Ростан, Макс Вебер, Вера Холодная, Яков Свердлов, Леонид Капица (отец Петра Леонидовича). Почему эти имена стоят в одном ряду? Потому что все эти люди умерли от «испанки», самой свирепой пандемии гриппа, поразившей планету в 1918-1919 г.г. Три волны «испанки» унесли (по минимуму) 50 миллионов жизней, а инфицировано было 550 миллионов, то есть порядка трети живущих на Земле. Если учесть, что военные потери в 1 Мировой войне составили порядка 10 миллионов, гражданские - около 11, 5 миллионов, то масштаб пандемии прямо-таки ослепительный.
*
Скажем, в той же Первой Мировой погибло 34 тысячи американских военнослужащих, а от «испанки», соответственно, 43 тысячи. В целом же в США от этого вируса погибло 675 тысяч человек, что равняется примерно 3,1% смертности от общего числа заболевших.
*
Что до России, какой-то серьёзной статистики привести невозможно. Википедия пишет круглую цифру «3.000.000», обозначив тем самым количество умерших в какой-то таинственной «РСФСР», которой в 1918-1919 г.г. ещё и не существовало. Ну, из того, что более-менее подтверждено: эпидемия началась с Украины, - в Киеве зафиксировано до 700 тыс. заболеваний, т. е. почти всё население; летальность первой волны была невелика - 1,5%, а вот вторая накрыла европейскую часть страны очень серьёзно.
*
Если бы Россию коснулась только «испанка»…
• Бубонная и лёгочная чума (современная Киргизия, линия Гурьев-Астрахань, Забайкалье, Манчжурия (Дальневосточная Республика).
• 1918-1921 – холера, 40 губерний, на восток вплоть до Якутска. Смертность в среднем – 55%, бывали случаи до 100%.
• 1918-1922 - сыпной (18% летальный исход) и возвратный (3%) тиф. Масштабы эпидемии не знают себе равных в истории человечества. Считается, что армию адмирала Колчака, помимо действий Красной Армии, подкосил именно повальный тиф.
• 1921 – малярия вышла из привычного для себя ареала обитания и охватила всю республику, дойдя аж до Русского Севера. Причём смертность за 1921 г. достигла 11,3% от числа заболевших, а в отдельных местах доходила до 80%.
*
Я не медик и не эпидемиолог, так что моё видение проблемы может показаться смешным. Но вот об «испанке»; считается общим местом, что грипп поражает конкретную «группу риска»: детей, пожилых людей, людей, ослабленных различными хроническими заболеваниями. «Испанка» же разила В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ молодых здоровых людей 20-40-летнего возраста. Подобная избирательность, да на исходе Мировой войны, волей-неволей наводит на какие-то мысли чуть не мистического порядка. Будто некие надмирные силы тихо, но настойчиво говорят человечеству: не прекратите безумствовать, всех уморим. Впрочем, интерпретировать сей still small voice можно как угодно. Даже и вполне «материалистически»: моральная усталость человечества за годы войны достигла такого провального состояния, что любая безобидная инфекция превращалась в пандемию, выкашивающую десятки миллионов жертв.
*
Возвращаясь к началу текста – так что с учеником-то? Он закончит школу с бриллиантовой медалью, будет способен наизусть барабанить про все без исключения кампании и сражения Первой Мировой войны, - но вот «испанка» ускользнула из поля его зрения, и холера, и чума, и тиф, и малярия. В его голове лишь сражения, дипломатические войны, политические баталии, перевороты, заговоры, - а, как выясняется, порой весь этот список занимает подчинённое положение в сравнении с другими, не столь «яркими» событиями мировой истории. Так о чём дяденьке учителю лекции читать – про Первую Мировую войну, или про проблемы эпидемиологии?..
* На картине «Семья» умирающий австрийский художник Эгон Шиле (1890-1918) изобразил трёх жертв испанки: себя, свою беременную жену и её нерождённого ребёнка. Сам он умер на третий день после смерти жены.