
У Вадима Руднева в его «Диалоге с безумием» (2003) находим замечательную конструкцию:
«Почему бы вообще не предположить, что не существует единой фундаментальной реальности, которая была бы общей для сангвиника, истерика, ананкаста, параноика и шизофреника, а взамен этого предположить, что для каждой из этих групп имеется своя реальность, специально приспособленная для сангвиника, для истерика, ананкаста и шизофреника?»
Ну, допущение довольно запутанное, но плодотворное. Тем более, автор далее даёт довольно развёрнутые фантазии на заданную тему. Я, будучи человеком явно истероидного типа, с большим интересом узнал, как Руднев представляет себе истерическую реальность.
«Истерический мир выглядел бы, очевидно, следующим образом. Вероятнее всего, он походил бы на театр. В нем люди произносили бы монологи или разговаривали друг с другом как бы перед незримой публикой. Другой вопрос, из кого бы состояла эта публика, из таких же ли истериков (но истерики — плохие зрители), или из других характеров, но тогда в истерический мир актеров нужно было бы встроить идеальный, скажем, обсессивно-компульсивный мир зрителей.
Оставим пока эту проблему. Кроме театральности истерического мира это был бы мир, где господствовало бы вытеснение, где говорили бы что-то, что не подразумевало бы подтверждения этого в будущем. Давать обещания в таком мире было бы бесполезным делом. Они не выполнялись бы по определению. Люди в этом мире действовали бы исключительно импульсивно.
Думаю, что в истерическом мире невозможен был бы институт брака, но детей бы в этом мире тем не менее рожали бы в избытке, так как представить себе истериков, пользующихся противозачаточными средствами, практически невозможно. В этом мире не развивалась бы наука, но активно развивалось бы искусство, особенно театральное, живопись и поэзия.
Вероятно, Платон имел в виду именно поэтов-истеричек, когда он призывал изгнать их из идеального государства. Впрочем, что же это было бы за истерическое государство, даже трудно себе вообразить. Вероятно, какое-то очень примитивное. Или истерики жили бы в подчинении у каких-то других миров, например, у эпилептоидов, которые только и делали бы, что занимались государствостроительством. В истерическом мире было бы много прав, но практически не было бы никаких обязанностей. Это был бы аксилогический мир сплошного удовольствия. Однако следует иметь в виду, что для того чтобы осуществлять удовольствие истерически, необходимы другие миры, в частности обсессивно-компульсивный. Понятно, что женщинам нужны мужчины и наоборот. Иначе этот мир не мог бы продолжаться».
Я ещё не осилил целиком всю конструкцию, но уже ясно, что мир истерический и, скажем, шизоидный мир каким-то образом пересекаются. Кроме того, я думаю, возможны перемещения, пускай опосредованные, из мира одного в другой, - ну, согласитесь, что истерическая личность, так или иначе социализируясь, с годами, с неизбежными невзгодами, постепенно становится «пограничной» - пребывает на стыке родного истерического и навязанного обсессивно-импульсивного мира:
«В этом мире напротив царил бы педантизм. Здесь все было бы подчинено исключительной порядочности, и каждое произнесенное слово своевременно реализовалось бы в дело. Это был бы мир выполненных обещаний и исправно исполняемых обязанностей — деонтический мир».
Ибо хорошо пребывать в истерическом мире, когда тебе 17-20 лет, но когда тебе, скажем, пятьдесят, - это уже не смешно.
Нет, господа, хороша идея, тем более, я нахожу какие-то, пусть неявные, подтверждения права её на существование.