
Песня, по определению, является наиболее простым музыкальным жанром, по сути дела, интонированием устной речи. Считается, что история песни насчитывает три основных этапа: а. прикладной, практический (что-то вроде «Эй, ухнем»); б. сакральный, религиозный (псалмы и т.п.) в. обыденно-эстетический, развлекательный (современный период)
*
Как мне кажется, прикладное значение песни на нынешний день основательно редуцировалось, - трудно представить себе ныне стройные ряды крестьянок, увлечённо распевающих примитивное «Уж мы просто сеяли-сеяли…»
*
А вот что касается сакрально-религиозного аспекта, с ним всё намного сложнее. Мне кажется, из сферы конкретных культов (будь то язычество, христианство и т.д.) песня переместилась в совершенно иную нишу, имя которой довольно трудно подобрать… Нет, должно быть, я немного не с того конца начал…
*
Скажем, находясь в полном одиночестве, я беру в руки гитару, и вдруг мне в голову приходит мысль: а не спеть ли мне песню Такую-То? Недолго раздумывая, я начинаю петь песню Такую-То. Почему именно её? Мой ответ и прост, и, в то же время, кому-то может показаться надуманным, но всё же: песня Такая-То в данный конкретный момент примиряет меня с реальностью. Иначе говоря, она гармонизирует моё сознание таким образом, что реальность кажется мне более приемлемой, более соответствующей моим представлениям об идеальной реальности.
*
А делаю я это чрезвычайно просто: произнося некую последовательность слов и особым образом интонируя это произнесение. Иначе говоря, я совершаю некий низкий по рангу своему магический обряд, цель которого – приведение своей психики (напомню, ψυχή – дух, душа) в некое желаемое состояние.
*
То есть упомянутый обыденно-эстетический аспект пения на самом деле был и остаётся, в той или иной мере, простейшим магическим обрядом, о чём мы, люди здравого ума и трезвой памяти, предпочитаем помалкивать, потому как неудобно: взрослые дяди и тёти при бороде и очках, а занимаемся первобытной магией…
*
Помалкиваем мы и ещё по одной причине; расхожим является утверждение, что занятия магией опосредованно аукаются тому человеку, который её практиковал или практикует. Если же пение является профессией или жизненным увлечением, то постоянный контакт со стихиями, которые были и остаются для нас непознанными, куда там аукается – со всего маха бьёт по голове и иным частям тела, ну, куда прилетит…
*
Причём не важно, поёшь ли ты какую-то гунявую попсу с эстрады, или священнодействуешь в каком-нибудь сверхмалом клубе, распевая философскую лирику. Принцип один и тот же. Другое дело, что «духи», которых ты призываешь, танцуя в весёлых тряпках на эстраде, и «духи», которые обступают тебя на полутёмной сценке упомянутого клуба, - они из разных «кланов», и кушать тебя начнут с разных сторон, используя разные приправы. Однако, повторюсь, исход всё равно един: скушают. Тем самым окончательно смирят тебя с любой реальностью.