gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

ВОЗВРАЩЕНИЕ КАК КАТАСТРОФА

Argo

В книгах, которые мы читаем, нас поражает не что-то иное, но узнавание, - узнавание собственных скрытых и запутанных мыслей, каких-то неясных образов и шатких конструкций, созданных нами же, но вдруг обнаруженных во всей своей ясности и стройности в строках той или иной книги. По крайней мере, со мной это происходит почти всегда и именно так.
*
«По существу «Одиссея» является ничем иным, как мореплавательским мифом в смысле победы над двумя главными опасностями всех плаваний: гибелью (или торжеством океана, соответствующего победе бессознательного) и возвращением как поражением (деградацией и застоем)» (Х.Э. Керлот, «Словарь символов», REFL-book, 1994)
*
Вот именно эти строки вызвали у меня, валяющегося в горячей ванне с книжкой в руках, очередную смуту узнавания, - и я поспешил покинуть коммунальные воды, чтобы уже «насухо» перечитать и обдумать прочитанное.
*
Когда я впервые прочитал знаменитые слова Гнея Помпея: «Navigare necesse est, vivere non est necesse», - я был несколько обескуражен. Ибо что значит «Плыть необходимо, жить – нет необходимости», я тогда попросту не понимал… Что за странное противопоставление – «плыть» - «жить»?
*
Теперь-то понятно. Живут все живущие. Плывут единицы. Жить – по сути дела, прозябать, сколь бы не была комфортна и сыта твоя жизнь. Плыть - значит, постигать, преодолевать, рисковать, быть на грани.
*
Возвращение Одиссея на родной остров Итака – по сути дела, никакое не возвращение. Оно растянулось на годы, годы и годы именно потому, что вернуться – означало неминуемо ввергнуться в тот ход времени, в тот быт, которые Одиссей уже давным-давно пережил, который Одиссею был уже органически чужд.
*
Обладая совсем небольшим (по сравнению с другими) опытом странствий и возвращений, я всё время замечал за собой странное. Путешествия мои, подчас сопряжённые с неприятностями, страстями, опасностями, скоро утомляли меня, я всеми силами рвался домой, - но, вернувшись, я уже в первый или второй день впадал в какое-то уныние, меня охватывали безучастность и ощущение того, что я повторяю пройденное, что меня снова и снова заставляют читать , в общем-то, неплохую, но уже прочитанную сотни раз книгу.
*
Так, должно быть, дело обстояло и у Одиссея, - недаром всё то, что связано с его возвращением (помимо жертвенного убиения женихов), в мифах столь смазано и противоречиво. Есть, пожалуй, одна более-менее развитая ветвь – во искупление грехов Одиссей берёт в руки весло (жалкий символ Плавания), и отправляется в Малое Странствие. Зайдя с упомянутым веслом в какую-то глушь, он обнаружил людей, которые не знали, что он держит в руках, - мореплавание им было неведомо. Вот это и есть точка полной деградации Одиссея, вот это и есть окончательное Возвращение, после которого герой - уже не герой, а царёк земледельцев, привычно и скучно жующий вечную кашку.
*
Истинно то, что большинство мифов древности, связанных с теми или иными персонажами, либо не кончаются ничем (иначе говоря, продолжаются и доселе), либо заканчиваются гибелью означенных персонажей, - здесь наиболее уместно вспомнить Язона, который уснул под остовом стоящего на берегу «Арго» и был раздавлен им. Плыть – необходимо, жить – нет необходимости.
Tags: Психологические ытюды
Subscribe

  • ОБЩИЙ СБОР

    Я прилетел в Москву довольно поздно вечером, а уж пока добрался до Мытищ, так и вовсе было два часа ночи. Пантеон Забутов встретил меня на…

  • * * *

    Вот говорит календарь, что-де «скоро зима», А зима уже здесь, за окном. «Скоро уйду», говоришь, «с тобою тюрьма», А ушла уж давно, в году…

  • 100

    Слушая некий опус Max Richter, подумал, что пошлость применительно к музыке состоит в её предугадываемости. «Вот сейчас будет вот так, а сейчас вот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments