gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

А.А. ПАНЧЕНКО, «АНТИСЕКСУАЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»

скопцы-якутия /скопцы в Якутии/

Прочитал интересную работу, посвящённую скопцам. Массовое скопчество – штука уникальная, России только свойственная. И, кстати, само движение, возникнув в 18 веке и став очень популярным в 19-м, умерло меньше века назад, - в 30-е годы 20 в. НКВД постарался. По одному из преданий скопцов, Царствие Небесное наступит, когда скопцов станет 144 тысячи (дуодецимарная система, двенадцать дюжин). Ну, вот же, опять не дождались…

Статью можно найти в сети, я же несколько забавных цитат приведу.

«В качестве любопытного курьеза можно привести случай, вторичный по отношению к русскому скопчеству. Он был описан в 1983 г. британскими медиками Томпсоном и Абрахамом. Речь идет о тридцатисемилетнем безработном, «который был помещен в больницу из-за потери крови, последовавшей за попыткой самокастрации». Пациент утверждал, что «в своем предыдущем воплощении он возглавлял религиозное движение в России XVIII века, подвергался преследованиям и кастрировал себя раскаленной кочергой». Согласно А. Фавацца, «это первое сообщение о пациенте, совершившим членовредительство под влиянием знаний о русском скопчестве».

«С другой стороны, известны вполне прагматические мотивировки оскопления. Пономарь Петр Семенов, проходивший по вышеупомянутому делу 1803 г. о калужских скопцах, вступил в общину потому, что «здесь учат вина не пить и с женою не иметь плотского соития, что ему особенно полюбилось, ибо он, пономарь, весьма беден, а воспитание детей и употребление хмельных напитков его совершенно разорили бы». (Г.Ц. – гениально! Скупой скопец…)

«Вместе с тем скопческая словесность изобилует различными формами символизации и метафоризации оскопления. (…) Оскопиться — складать белый камушек (ставить на бел камушек), сесть на коня, сесть на белого коня, сесть на пегого коня и пересесть с пегого коня на белого коня (соответственно двум степеням оскопления), победить змия, отсечь голову змию. Оскопленный и не оскопленный противопоставляются как белая овца / козел, белая голубица / пегая кукушка и т. п».

«…в традиционных легендах обстоятельства появления мужских и женских «природных частей» в гораздо меньшей степени окрашены негативными коннотациями или лишены их вовсе. Согласно гомельскому рассказу, «Ева... произросла из “хвоста” Адама. Долгое время они были одной плотью, так как тела их были соединены некой кишкой (хвостом), но дьявол соблазнил женщину и оторвал ее от мужчины, которому и досталась “кишка”, а у женщины образовалась дыра» (…). В подольских и болгарских легендах «Бог доверяет мужчине “доделать” себя. Выясняется, что Адам и Ева “распороты” и с помощью иголки им предстоит сшить себя. Адам начинает шить между ног и кончает у шеи, Ева, напротив, шьет сверху вниз: у одного избыток ниток превращается в член и кадык, у другой из-за нехватки материала остается дыра».

«Вологодские крестьяне воспринимали в качестве антихристовой печати оспопрививание: «Привитие оспы и ставленье банок приравнивают к договору с дьяволом. Умирающий от оспы «помирает в христовой ризе», пятнышки же, остающиеся на коже после привития оспы, — антиева печать» (Иваницкий 1890)».

«Народная идеология» анти-картофельных настроений 18 в. и картофельных бунтов эпохи Николая Павловича:

«Некая царевна «по дияволскому действию совокупилась со псом»; узнав об этом, царь приказывает бросить свою дочь в ров, сверху положить пса и засыпать их землей. Через некоторое время на этом месте находят траву, у которой по корням растут «круглыя яйцы». Выясняется, что трава произрастает «ис тайных оуд костей», а «яйцы» оказываются целебными. Так начинается распространение «поганой картофи».

«Показательно, что большинство изречений и повестей трактует появление картофеля в качестве несомненного эсхатологического признака:

«Гл(агол)ет бо о нем святыи Симеон Новыи Б(о)гослов, яко он приидет антихрист, противник Христу, принесет сласти похотные по их нраву...; в то время будет трава еже от него зовомая картофь, антихристова похоть, а иныя нарицают овъвощем, и распространится по лицу всея земли и всяк возраст возлюбит сласть великую, и помрачатся человецы оумом яко пияны». (Никифоров 1922)
Tags: ИСТОРИЯ
Subscribe

  • 100

    С годами я пришёл к однозначному выводу: истоки моей гениальности пребывают в событиях 1983 года, когда на учебном центре военного училища…

  • * * *

    Сидим на дне водоёма В промокшей насквозь одежде Медлительны наши движения И речи наши пусты Нет в мутной воде окоёма Нет места любой надежде На…

  • АЗ ГЛАЗ ВРАГ ЗЛА

    Вот как было раньше? Плохо было. Выдуманный Бог сидел на облаке и следил за всеми. Eye in the sky называется. Вот захочу я потравить колодец,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments